Один из уроков, которые нам преподает история, заключается в том, что победители — это те, кто разрабатывает планы по установлению мира. Примерно год спустя после падения Алеппо, последнего городского оплота сирийской оппозиции, нынешняя миротворческая дипломатия вызывает стыд.
Ожидается, что в Женеве пройдут переговоры под эгидой Организации Объединенных Наций, что приветствуется международным сообществом, даже если надежды на прорыв незначительны, согласно сообщению The Guardian.
С 2012 года было проведено множество раундов переговоров, однако ни один из них не дал видимого результата. Применение Россией права вето часто мешало ООН эффективно исполнять свою роль, в том числе в вопросе о применении химического оружия.
Сирийские оппозиционные платформы реорганизовали состав переговорной группы, поскольку осознают, что находятся в невыгодном положении: сирийский режим с самого начала заявил, что будет бойкотировать переговоры, если оппозиция продолжит настаивать на уходе Башара Асада. Вскоре сирийские власти сообщили, что 29 ноября 2017 года все же направят делегацию на переговоры.
Полный решимости установить контроль
Завершение боевых действий — труднодостижимая задача. В последние дни в результате бомбардировок Восточной Гуты, контролируемого оппозицией региона около Дамаска, погибли десятки человек. Режим Асада полон решимости восстановить контроль над каждым дюймом территории, захваченной после народного восстания в 2011 году, призывавшего к демократическим реформам, на которое диктатор откликнулся массовым применением силы.
В прошлом месяце, то есть в октябре, после серии интенсивных бомбардировок силы, поддерживаемые международной коалицией по борьбе с «Исламским государством» (запрещена в РФ — прим. ред.), взяли под свой контроль Ракку, так называемую «столицу халифата». Однако боевые действия продолжаются в восточной части сирийской пустыни недалеко от иракской границы. Конкурирующие силы, поддерживаемые Ираном и Соединенными Штатами, борются за контроль над стратегическими пунктами. Возможно, сирийская игра скоро закончится, но, возможно, что и нет.
Сначала Россия
Очевидно, что именно Россия — тот игрок, который делает первый шаг в большинстве случаев. Военное вмешательство Владимира Путина, начавшееся в 2015 году для спасения Башара Асада, дало Москве, а также Ирану определённые преимущества.
Так, российский президент воспользовался замешательством США и нерешительностью Европы касательно более глубокого участия в происходящих в Сирии событиях. Если не учитывать угрозы со стороны Дональда Трампа в адрес Ирана, политика Соединённых Штатов остается неопределенной и в большей степени сосредоточена на борьбе с терроризмом.
Arab News #Cartoon by Mohammed Rayes @mohammedrayies1 #IranianMilitias #UN #Syria pic.twitter.com/T7aCbVDtRt
— Arab News (@Arab_News) 16 ноября 2017 г.
На прошлой неделе Путин провел переговоры на черноморском курорте Сочи с иранским и турецким коллегами, а также предстал перед камерами вместе с Башаром Асадом. Ранее в этом году Россия провела переговоры с сирийскими оппозиционными группами в столице Казахстана Астане. Это свидетельствует о серьезных изменениях на международной арене, поскольку как Организация Объединенных Наций, так и западные державы все чаще остаются в стороне от происходящего.
Арабист, который подготовил Путина
В статье, опубликованной в британской газете The Times, сообщается, что есть определённые моменты, когда Москве и Вашингтону явно необходимо сотрудничать друг с другом, однако в большинстве случаев Путин предпочитает играть против Трампа и обвести его вокруг пальца.
Автор публикации обрисовал то, что как он считает является путинским сценарием для сохранения Асада у власти до тех пор, пока Кремль не найдет ему подходящую альтернативу. В частности, Россия расширит свою военно-морскую базу в Тартусе, чтобы разместить на ней десятки военных кораблей, а также попытается определить, кто будет представлять оппозицию в будущих переговорах за «круглым столом». Кроме того, в планы Москвы входит сделать так, чтобы Америка и ЕС взяли на себя финансовые обязательства по восстановлению разрушенной инфраструктуры в Сирии, после чего Соединенные Штаты шаг за шагом уйдут из Ближнего Востока.
Автор статьи задается вопросом: как США могут быть обмануты таким образом? И отвечает на него, объясняя все тем, что бывший президент Обама игнорировал опыт Путина на Ближнем Востоке.
Путин, бывший офицер разведки, был подготовлен премьер-министром и одним из бывших руководителей российской разведки Евгением Примаковым. Именно он научил нынешнего российского лидера использовать Ближний Восток как бастион и сферу влияния против Соединенных Штатов.
Правда о выборах
После многих лет игнорирования роли ООН и попыток избежать участия в инициативах организации сегодня Путин, вероятно, нуждается в ее поддержке, чтобы закрепить завоевания своей страны, так что, как бы иронично это ни звучало, Россия демонстрирует заинтересованность в том, чтобы добиться одобрения своих планов со стороны Организации Объединенных Наций.
Продолжающаяся война истощает ресурсы, и для восстановления Сирии потребуется такой масштаб финансирования, который Россия не может обеспечить. Отношения между Россией, Турцией и Ираном не так однозначны, какими их хотят представить лидеры этих государств. Предметом спором остаётся курдский вопрос.
В этих условиях западные страны, включая Соединенное Королевство, считают, что они все еще могут контролировать происходящее. Это довольно узкий и трудный путь, и никто не должен обманываться на сей счёт. Обещания о проведении «свободных выборов», к примеру, которые являются частью российских планов, окажутся пустыми.
Шестилетняя война превратила Сирию в бесплодную землю, что напоминает нам слова римского историка Тацита, который сказал: «Они создают пустыню и называют это миром». То, что переживает Сирия в ходе многочисленных воздушных ударов, блокады, ставшей причиной голода, не может закончиться за одну ночь, и слова о «победе», которые мы слышим от Асада, претят чувству собственного достоинства.
В этой войне не может быть победителя, после смерти полмиллиона человек и миграции ещё нескольких миллионов. Устойчивый мир наступит только тогда, когда все сирийцы получат возможность выбирать, кто будет управлять их страной и как будет управлять ею. Как считает The Guardian, это должно быть не фотографией со встреч на высшем уровне, а настоящим стандартом, по которому определяется эффективность дипломатии.
Уйдет ли Путин из Сирии?
На данный момент Путин вполне может претендовать на то, что достиг своих целей, способствовал поражению «Исламского государства», снижению роли повстанцев, которые угрожают правительству Асада, укреплению российских военных баз в Средиземном море, а также возвращению России на Ближний Восток в целом. Чиновники в регионе говорят, что ближневосточные правители, даже те, кто не согласен с политикой Путина в Сирии, теперь начинают его слушать.
По мнению британской газеты Financial Times, самый важный вопрос заключается в том, сможет ли Россия уйти из Сирии, не поддавшись искушению вновь туда вернуться. Она должна упрочить власть режима и уйти из Сирии, если она намеревается, как говорят многие ее сторонники, — научить своих коллег на Западе тому, как вмешательство должно способствовать восстановлению порядка, а не распространению хаоса.