Когда бывший глава государства, забравшись на крышу, заявляет: «Тронете меня — прыгну!» — это, несомненно, редко наблюдаемое в политической истории явление. Но если речь идет о Михаиле Саакашвили, не стоит слишком удивляться.
Саакашвили, когда-то правивший Грузией, сегодня снова предстает перед нами в роли «человека, который вносит смуту на Украине».
В результате народных волнений, получивших название «революция роз», в 2003 году в Грузии Саакашвили сверг президента Эдуарда Шеварнадзе, возглавлявшего министерство иностранных дел Советского Союза во время холодной войны, и пришел к власти в этой стране, победив на проведенных на следующий год выборах. Это был один из первых примеров выхода на политическую сцену антимосковского и прозападного политика на территории бывшего СССР.
Как только получивший образование на Западе грузинский политик, который хорошо владеет английским и французским языками, сел в президентское кресло, он тут же стал играть на нервах России, твердить, что сделает свою страну членом НАТО. Вхождение бывшей советской республики в НАТО было последним, что хотела видеть Россия, остановившая период упадка 1990-х и во главе с Владимиром Путиным вступившая в процесс восстановления. Для России, и без того обеспокоенной продвижением альянса на восток, потеря Кавказа была более чем кошмарным сценарием.
Но когда Грузия с населением около четырех миллионов человек, так и норовя наступить на ногу своему гигантскому соседу, подняла флаг восстания против него, это походило на самоубийство, и таковым это стало.
Саакашвили, балансировавший на грани между гениальностью и безумием, вместо того, чтобы следовать осторожной и рациональной линии, не забывая о «реальной политике», вступил в постоянную «перепалку» с Россией. Путин, пытавшийся восстановить свою страну и снова включить рассматриваемые в качестве «заднего двора» бывшие советские республики в зону своего влияния, не мог не замечать этого выпада.
Ошибка Саакашвили была не только в том, что он вопил во все горло о членстве в НАТО. Он также стал во всеуслышание выражать намерение снова присоединить к Грузии такие «мятежные республики», как Южная Осетия и Абхазия.
Находившиеся под крышей Грузии Южная Осетия и Абхазия в условиях хаоса, созданного распадом Советов, в начале 1990-х годов в том числе при поддержке Москвы в одностороннем порядке провозгласили независимость от Тбилиси. Эти две автономные республики юридически и теоретически все еще относились к Грузии, но фактически обрели независимость. На самом деле Саакашвили был прав, когда выражал желание обеспечить территориальную целостность Грузии, но он страшно ошибся в расчетах.
В августе 2008 года грузинская армия начала наступление на Южную Осетию, но результат был катастрофическим. Россия знала, что Грузия совершит такую атаку, а возможно, даже спровоцировала ее, и российские военные были наготове. Российская армия не только выгнала грузин из Южной Осетии, но и стала продвигаться к Тбилиси, подойдя к столице на расстояние 40 километров.
Если бы в игру не вступил Европейский Союз, русские, возможно, заковали бы Саакашвили в наручники и отвезли бы в Москву, чтобы отдать под суд.
Пока «слоны дрались», как всегда, досталось «траве», которую они растоптали.
Саакашвили дорого заплатил за то, что поспешил, а не планомерно осуществлял задуманное и не преследовал осторожную, даже хитрую политику в отношении России. Он быстро потерял популярность и в 2013 году, не имея права снова участвовать в президентских выборах по конституции, попрощался с властью.
Ненависть к России завлекла Саакашвили на Украину, и в 2015 году президент Украины Петр Порошенко назначил его губернатором Одесской области. Впоследствии Саакашвили рассорился и с украинским президентом и попытался возглавить оппозицию на Украине — в своей «новой стране». Минувшим днем в Киеве Саакашвили, спасаясь от ареста, залез на крышу дома, в котором остановился. В итоге задержанного полицией Саакашвили сторонники вырвали из рук правоохранителей.
Судя по всему, приключения Саакашвили продолжатся…