С момента распада Советского Союза внешние силы пытаются рассорить российские регионы. Катастрофическое правление Ельцина внесло в этом смысле большой негативный вклад. Рекомендации западных экономических советников Ельцина привели к тому, что была разрушена экономическая база российских регионов, а некоторые иностранные спецлужбы поспособствовали росту сепаратистских настроений, особенно в мусульманских регионах Северного Кавказа. Когда во главе страны встал Владимир Путин, все изменилось. Олигархи, вроде тех, что правят Украиной, попали за решетку, а сепаратистские тенденции удалось сломить благодаря крупным вложениям в регионы. Достаточно вспомнить, как выглядел Грозный, столица Чечни, после двух военных операций в самом начале правления Путина, и как этот город выглядит сейчас. Несмотря на вложения в регионы, Россия остается очень централизованным государством.
Российские региональные лидеры сегодня вновь открывают для себя собственную мощь и берутся возражать Москве в вопросах бюджета и автономного управления. В основном на повестке — сокращение региональных фондов, а Татарстан начал переговоры о региональных языковых правах. В России 85 региональных правительств, работающих в шести видах федеральных субъектов: 22 республиках, девяти краях, 46 областях, трех городах федерального значения, одной автономной области и четырех автономных округах. В эту классификацию включена Республика Крым и Севастополь. Все федеральные субъекты обладают одинаковыми федеральными правами в том, что касается представительства, то есть отправляют двух делегатов в Совет Федерации (Верхнюю палату Федерального Собрания), однако различаются по степени автономии. Для лучшего управления все эти федеральные субъекты сгруппированы в восемь федеральных округов, которыми управляют полномочные представители президента России. Их роль — быть связующим звеном между субъектами федерации и федеральным правительством, и они занимаются надзором за субъектами федерации и соблюдением ими федеральных законов. Список из восьми федеральных округов такой: Центральный ФО (Москва), Северо-Западный ФО (Санкт-Петербург), Южный ФО (Ростов-на-Дону), Северо-Кавказский ФО (Пятигорск), Приволжский ФО (Нижний Новгород), Уральский ФО (Екатеринбург), Сибирский ФО (Новосибирск), Дальневосточный ФО (Хабаровск).
По всей видимости, полномочные представители не справляются со своей работой, поскольку губернаторы и члены парламентов все чаще спрашивают, как распределяются доходы от налогов, и почему в избирательном законодательстве происходят изменения, которые меняют условия в предвыборной игре. Одни требуют больше денег, другие — больше независимости в принятии политических решений. Первым показателем непокорности Москве было повторное выдвижение в губернаторы Белгорода Евгения Савченко, который, несмотря на давление Кремля, снова одержал победу. Кроме того, губернатор Кемерово, занимавший свой пост многие годы, отказался покинуть его, несмотря на угрозы уголовным преследованием, арест некоторых его соратников и прочее. Кремль старается лишний раз не лезть в дела регионов, оставлять им достаточно денег, но в последние годы из-за экономических санкций и снижения цен на нефть объем средств, выделяемых на региональное развитие, значительно сократился. Поскольку губернаторы набрались сил и популярности, недостаток финансовых средств подталкивает их к конфронтации со столицей.
Особые отношения с Москвой всегда поддерживала Республика Татарстан. Это один из крупнейших российских регионов с преобладающим мусульманским населением. Его особенность — в сложно выстроенных отношениях с федеральным правительством, закрепленных в конституции Татарстана. Между Казанью и Москвой существует договоренность о том, что Татарстан сохраняет за собой определенную автономию, которой не обладают другие субъекты федерации, в вопросах законодательства, исполнительной и судебной власти. Этим летом Татарстан захотел расширить свою автономию, однако Кремль вдруг отказал республике в этом праве, оставив прерогативу за центральной властью, и не пожелал вступать в переговоры с Казанью.
На планы Москвы резко отреагировал президент Татарстана Рустам Минниханов. Он возглавляет республику с марта 2010 года. К власти он пришел по российской избирательной системе. Согласно Конституции Татарстана, президента может выбирать только народ Татарстана, но действие этого закона приостановлено на неопределенный срок. Российский закон о выборах губернаторов гласит совсем другое: их избирает региональный парламент, а кандидатов может предложить только президент России. Минниханова официально выдвинул Дмитрий Медведев. Сейчас Минниханов разочарован действиями центральной власти и утверждает, что она возвращается в 90-е годы и раскалывает общество. Тогда в Татарстане царили опасения в связи с межэтническими конфликтами, но республика справилась с низменными националистическими страстями. В необычайно эмоциональном и энергичном выступлении в СМИ Минниханов пришел к парадоксальной мысли: «Возможно, все это намеренно делается в самом Татарстане для того, чтобы навредить нашим отношениям с президентом Владимиром Путиным?»
Удар по татарскому языку, таким образом, можно интерпретировать как инициативу местного русского сообщества, которое не хочет, чтобы русские дети изучали татарский язык в школе. Для подобной ситуации есть свои предпосылки. В Татарстане предпринимались попытки сократить количество часов русского, а не татарского языка, и на это отреагировала русская часть граждан. Языковой контрудар был силен. Ему предшествовало обращение Минниханова к общественности, представители которой: татарстанские писатели, ученые, люди искусства — призвали президента сделать все для спасения их языковых прав. Результат оказался весьма нетипичным для российских регионов: ряд требований общественности к местной власти был удовлетворен, и даже более того, местная власть встала на сторону народа. В централизованной системе, в которой региональные администрации и власти самоуправления преимущественно подчиняются Москве, это первый подобный прецедент!
Другие регионы оказывают давление на центр из-за денег. Несколько региональных правительств требуют от Москвы увеличения помощи в формировании местных бюджетов. В Хакассии местные чиновники потребовали более 28,2 миллиардов рублей от Москвы на покрытие бюджетных расходов. В Новосибирске законодательная власть потребовала от Кремля возвращения всех денег, полученных от акциза на топливо. Раньше эти средства оставались в руках регионов, но сейчас Москва забирает 40% в федеральный бюджет. Сахалин оставляет себе 75% от своего нефтяного производства, а остальное отправляет в Москву. Федеральное правительство пожелало изменить это соотношение в свою пользу, но сахалинский региональный парламент вместе с губернатором Олегом Кожемяко настоял на своем праве вето. Все завершилось благополучно: местная и федеральная власть договорились о пропорции 50 на 50.
Все эти проблемы в отношениях центра и регионов связаны с новой политикой формирования федерального бюджета и назначения региональных губернаторов, которые не являются выходцами из управляемых ими регионов. Региональные бюджеты уже невелики, поэтому губернаторы и народные депутаты все более настойчивы в своих требованиях. Они мягко напоминают Москве, что Россия с юридической точки зрения является федерацией, а значит, нужно учитывать позицию каждого субъекта федерации в отдельности. Они выбрали подходящий момент, поскольку приближаются президентские выборы, намеченные на март будущего года. Момент выбран не случайно, и в атмосфере предвыборной борьбы они явно хотят добиться для себя как можно большего, делая громкие заявления и совершая драматические поступки. Сейчас Москва пытается сократить «ущерб», предоставляя льготы и кредиты под низкий процент, но все эти действия вряд ли решат до конца проблему распределения бюджетных средств. Теперь регионы требуют все больше и больше, и Москве придется найти разумное сбалансированное решение: не раздавать средства направо и налево, как прежде, но и не ограничивать их, как происходит сегодня в период экономического спада.