К нам семимильными шагами приближается Рождество, когда люди соберутся в кругу близких, чтобы отметить главный праздник христианской традиции: рождение Иисуса Христа… Или нет? На самом деле большинство североамериканцев и европейцев очень мало задумываются об этом событии, когда празднуют Рождество. Как ни странно, многие из них даже плохо понимают значение этого праздника: те, кто пытаются что-то рассказать вам об этой истории, зачастую путают все указанные в Евангелии подробности.
Не вдаваясь в тонкости истории, некоторые отмечают, что христиане, вероятно, не первыми стали отмечать этот праздник.
Так, никто на самом деле не знает точной даты рождения Иисуса: Евангелие не дает на этот счет никаких сведений. Как бы то ни было, некоторые говорят, что до начала празднования Рождества, на это время приходилось зимнее солнцестояние, а также римские Сатурналии, фестиваль в честь бога Сатурна.
Позднее, в III веке нашей эры люди отмечали 25 декабря рождение Непобедимого Солнца, Sol Invictus, римского солнечного божества. Не исключено, что в IV веке христиане ассоциировали рождение Иисуса с этим конкретным днем.
Рассказывая о библейской литературе на лекциях в университете, я отметил, что большинство студентов не знают, что история рождения Иисуса фигурирует лишь в двух из четырех Евангелий: от Матфея и Луки.
В еще большее удивление их приводит тот факт, что два этих рассказа плохо стыкуются друг с другом, и что любая попытка привести две версии фактов к общему знаменателю оказывается непростым делом.
Так, например, в Евангелии от Матфея упоминается Вифлеемская звезда, приход волхвов (в тексте нет ни слова о том, что их было трое!) и то, что Иосифу и Марии пришлось бежать в Египет с сыном Иисусом, чтобы не дать царю Ироду (жил с 73 года до н.э. по 4 год н.э.) убить его. Стоит отметить также, что маленький Иисус вовсе не был новорожденным в стойле, когда волхвы преподнесли ему золото, ладан и смирну. Семья жила в доме, а ребенку было около двух лет: рассказ об убийстве детей Иродом указывает нам на приблизительный возраст Иисуса. Как бы то ни было, все эти моменты не указаны в Евангелии от Луки: там нет ни слова о появлении волхвов, бегстве Иисуса с родителями в Египет, звезде или же убийстве детей Иродом. В то же время именно у Луки говорится о том, как мать спеленала новорожденного Иисуса и положила его в ясли, чего нет у Матфея. Кроме того, Лука рассказывает о визите пастухов и представлении Иисуса в храме.
Важно также отметить, что в исторической перспективе Иисус, судя по всему, родился не в Вифлееме, а в Назарете. Матфей и Лука называют местом рождения Вифлеем по теологическим причинам: по пророчеству, спаситель должен был быть потомком Давида и появиться на свет в Вифлееме. По иудейской традиции, Давид жил примерно в начале Х века до н.э. и был вторым царем Израиля. Автор Евангелия от Луки помещает семью Иисуса из Назарета в Вифлеем посредством переписи (этот факт не получил исторического подтверждения), чтобы получилось так, что тот родился в городе царя Давида. Только вот в остальном евангельском писании говорится об Иисусе из Назарета, а не Иисусе из Вифлеема!
Хотя люди знали, что те появились на свет вовсе не благодаря сверхъестественным силам, эти вымышленные истории придавали надежду в период политических и экономических кризисов, оправдывали действия персон, которые были избраны богами для выполнения важной миссии.
Как бы то ни было, нужно признать, что история Иисуса из Назарета позволила христианам всех течений претендовать на часть Палестины, подобно иудеям и мусульманам. Вифлеем и Назарет становятся центрами празднования Рождества, а Иерусалим, где скончался пророк, тоже вошел в число святых мест христианства.
Такое мировоззрение представлено в рассказе о рождении Иисуса в Евангелии от Луки: мессия должен избавить народ от врагов. Раз некоторые считают, что находятся на заре исполнения пророчеств, они всеми силами стараются добиться того, чтобы Америка была союзником Израиля. Все для того, чтобы облегчить выполнение библейских обещаний. Неудивительно, что представителям некоторых евангелистских групп удалось проникнуть в американскую политику. Только вот воздействие религиозных верований на принятие политических решений несет в себе немалую угрозу.
К счастью, вовсе необязательно верить в историческую истинность рождения Иисуса, чтобы получить радость от Рождества. А для наслаждения праздником нет никакой необходимости в эсхатологических толкованиях.
Достаточно рассматривать историю Рождения Иисуса как вымышленный рассказ, как некое литературное произведение. Кому-то история Рождества по сей день дарит надежду на лучший мир. И какими бы ни были наши взгляды на историчность событий, окружающих рождение Иисуса, важно понимать, почему некоторые люди придают Рождеству религиозную значимость, и как этот праздник постепенно стал христианской традицией.