Сегодня, 20 декабря, на Лубянке в Москве, где давно располагается штаб-квартира государственной секретной службы, царит праздничное настроение.
В этот день 100 лет назад революционер-большевик Феликс Дзержинский основал ВЧК, занявшее здание в центре Москвы. Впоследствии служба безопасности, известная своей жестокой и кровавой борьбой с контрреволюцией, несколько раз меняла название на НКГБ, НКВД, МГБ и КГБ, не меняя при этом своей сути.
С 1995 года она называется ФСБ.
Это юбилей, и Федеральной службе безопасности очевидно есть что отметить.
Охота на шпионов
На этой неделе в очень большом интервью принадлежащей государству «Российской газете», руководитель ФСБ Александр Бортников рисует картину государственной службы, которая в течение ста лет своей деятельности играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности и борьбы с иностранными разведками.
И сегодня она не менее важна, заявляет Бортников.
«Иностранные спецслужбы по-прежнему стремятся проникнуть во все сферы деятельности нашего государства», — подчеркнул он в интервью «РГ».
«Естественно, это встречает решительный отпор со стороны контрразведчиков».
По словам руководителя спецслужбы, с 2012 года были осуждены 137 кадровых сотрудников иностранных спецслужб и их агентов. Помимо этого, за это период 140 человек, большинство из которых составляют граждане России, было осуждено за раскрытие гостайны.
Также Бортников рассказал, что за последние пять лет было закрыто 120 иностранных и международных неправительственных организаций, служивших «инструментом зарубежного разведсообщества».
Дело Фроде Берга
В декабре этого года ФСБ положило глаз на 62-летнего гражданина Норвегии Фроде Берга, отставного пограничного инспектора из Киркенеса, расположенного всего в нескольких километрах от российского Кольского полуострова.
Через две недели после задержания представители правоохранительных органов сообщили ИА Росбалт, о том, что Лефортовский районный суд Москвы избрал Бергу меру пресечения в виде ареста, поскольку ФСБ обвиняет его в шпионаже по статье 276 Уголовного кодекса.
Предполагается, что Берг получал секретную информацию от российского гражданина Алексея Житнюка, у которого был доступ к секретной информации о военно-морском флоте РФ. По словам ФСБ, Берг собирался передать эту информацию норвежской разведке, а также ЦРУ.
Оба сейчас находятся в СИЗО Лефортово в Москве. Обоим грозят длительные тюремные сроки.
«Украинский след»
Однако очевидно, что в рассказе ФСБ не все сходится. По информации источника «Росбалта», 24-летний Житнюк, бывший сотрудник московской полиции, был арестован еще 30 ноября, больше чем за неделю до задержания Берга.
Если это так, то Житнюк уже был за решеткой, когда Фроде Берг приехал в Москву.
Также есть много вопросов относительно мотивов Берга и Житнюка.
Газета «Московский комсомолец» считает, что в деле может быть украинский след, поскольку отец Житнюка и многие другие родственники родом из этой страны. Как сообщается, после задержания Житнюк запросил помощи у адвоката Марка Фейгина, который в 2014-2015 годах защищал украинскую летчицу Надежду Савченко.
Друзья в ФСБ
Также загадкой является и то, как Фроде Берг оказался замешан в историю с ФСБ. После 24 лет участия в приграничном сотрудничестве между службами обеих стран у бывшего пограничного инспектора много друзей и знакомых среди российских пограничников.
Между норвежским пограничным комиссаром и ФСБ существует давнее сотрудничество, и у Берга, как и у многих его коллег, появились дружеские связи по ту сторону границы.
До выхода на пенсию в 2014 году Берг прослужил пограничным инспектором 24 года, после чего он стал активно участвовать в общественной деятельности. Сегодня он является председателем совета местного прихода, активным членом Красного креста, а также входит в правление группы кураторов современного искусства Pikene på Broen.
Он известен как человек, активно выступающий за сотрудничество с соседней Россией и призывающий к продолжению диалога между странами.
«Он друг России, — говорят местные жители в Киркенесе. — И он не тот человек, который мог бы быть шпионом».
Быстрого возврата в Норвегию не будет
По словам российского адвоката Ивана Павлова, занимающегося делами, связанными с защитой прав человека, дело Фроде Берга потребует долгого разбирательства. В интервью норвежской газете «Дагбладет», авторитетный адвокат сказал, что не знает о делах, где иностранный гражданин обвиняемый в шпионаже, не был бы осужден.
«За последние несколько лет произошел взрывной рост подобных дел», — сказал Павлов.
Празднование в ФСБ
Тем временем сегодня сотрудники российской спецслужбы поднимают бокалы за успех и продолжение борьбы с иностранными угрозами как реальными, так и придуманными. Сегодня ФСБ сильнее, чем когда-либо в постсоветский период, и служит прочной основой для власти президента Владимира Путина.
«Наше Отечество неоднократно становилось объектом враждебных посягательств иностранных держав […] и разрушение России для некоторых до сих пор остается навязчивой идеей», — заявил Александр Бортников в интервью «РГ».
«Мы, как органы безопасности, обязаны своевременно выявлять замыслы противника, упреждать его действия и адекватно реагировать на любые выпады».
Руководителя ФСБ не смущает слово «чекист», как называли людей, работавших в безжалостной полицейской организации, созданной Феликсом Дзержинским в 1917 году. Наоборот, для Бортникова оно весьма приемлемо.
«Открещиваться от слова «чекист» — это все равно что предавать забвению поколения наших предшественников», — подчеркнул он.