Стокгольмский арбитраж наконец принял решение по спору «Нафтогаза» и «Газпрома».
В то же время спекуляции вокруг решения не позволяют общественности оценить все риски для Украины и ее газового рынка в ближайшем будущем. Если отсеять манипуляции, пафос и искусственный патриотизм «Нафтогаза», то можно выделить 6 непосредственных результатов судебного спора «Нафтогаза» и «Газпрома».
Первое: «Нафтогаз Украины» требовал компенсации за переплату стоимости газа в период 2011-2015 гг. на сумму 14 млрд. доллаов. Суд не удовлетворил это требование. Более того, фактически решение суда означает, что в период с 2011 по 2015 год Украина платила обоснованную рыночную цену газа, которая в то время составляла с харьковской скидкой 350-430 долларов.
Второе: Стокгольмский арбитраж обязал «Нафтогаз» выплатить 2 млрд. долларов долга за поставленный газ. Долг был сформирован в четвертом квартале 2013 года и во втором квартале 2014 «Нафтогаз» самостоятельно определил цену газа (268,5 долларов) и сумму, которую будет оплачивать «Газпрому». Эта часть решения является непосредственным и прямым финансовым проигрышем «Нафтогаза».
Третье: «Нафтогаз Украины» требовал полностью отменить условие «бери или плати». Суд не удовлетворил это требование и определил годовой объем газового контракта на уровне 5 млрд. куб. м, а обязательный выкуп («бери или плати») касается 4 млрд. куб. м.
Безусловным достижением является то, что объем условия «бери или плати» существенно сократился. С другой стороны, «Газпром» не имеет обязательств продавать больше 5 млрд. куб. м. И, соответственно, другой объем импорта Украина все равно будет покупать по схемам реверса и переплачивать за газ. Ежегодный импорт Украина может составлять в последующие годы ориентировочно на уровне 11-15 млрд. куб. м.
Аргументы «Нафтогаза» вроде того, что компания спасла Украину от требования «Газпрома» по условию «бери или плати» на сумму более 50 млрд. долларов вызывает только смех. Здесь позиция «Нафтогаза» полностью совпадает с позицией России, где утверждают, что такая сумма могла привести к банкротству государства, а не только «Нафтогаза». Однако требования «Газпрома» по условию «бери или плати» еще с 2010 года были названы не соответствующими рыночным условиям, суд ожидаемо сократил объем условия «бери или плати».
Четвертое: Украина получила возможность осуществлять реэкспорт газа. Но воспользоваться этим правом будет сложно, поскольку традиционно на рынках ЕС сложились группы поставщиков газа. Поэтому даже поставка 1-2 млрд. куб. м газа на рынки ЕС будет малореалистичным процессом.
Пятое: Украина получила снижение цены на газ в соответствии с ценами одного из европейских газовых хабов (на данный момент 220-230 долларов). Но, как уже было сказано, по такой цене можно будет купить только 5 млрд. куб. м. или 30-40% от потребностей импорта Украины. Такие же условия «Газпром» предоставляет и большинству европейских компаний.
Шестое: Решение Стокгольмского арбитража предполагает, что вопрос контракта не должен регулироваться украинским законодательством. Это означает, что решение Антимонопольного комитета Украины о «штрафах» против «Газпрома» на сумму более 170 млрд. грн (6 млрд. долларов) будет скорее всего аннулировано.
Ключевым выводом решения Стокгольмского арбитража — и о чем избегает говорить «Нафтогаз» — является его негативное влияние на рынок газа Украины. В таком виде решение суда Стокгольма ведет к ускоренному выдавливания Украины с рынка газа ЕС, уменьшение роли Украины как транзитного государства и усиление роли посредников на газовом рынке Украины.
Решение арбитража Стокгольма фактически дает «Газпрому» без особых конфликтов завершить процесс минимизации отношений с «Нафтогазом». Этот процесс был начат в 2010 году и сейчас подходит к завершению. И «Газпром», скорее всего, безусловно радуется такому решению Стокгольмского арбитража.
И если «Нафтогаз» вместе с его руководителем Коболевым, или его международными консультантами, также видят в этом радостную новость, то только по одной причине. Они в течение всего этого времени фактически подыгрывали в этом «Газпрому» и занимали политику сознательного вытеснения Украины с европейского рынка газа.
Ведь место «Нафтогаза» уже сейчас занимают и в будущем будут еще больше занимать международные трейдеры, биржевые спекулянты и разного рода посредники. Ранее рынок газа Украины контролировали посредники по типу «РосУкрЭнерго», а теперь это будут посредники со стороны ЕС.
И быстрое решение Стокгольмского арбитража по Украине (2014-2017 гг.) — еще одно свидетельство этого процесса. Практически все другие европейские компании судятся по 6-7 лет и не «вылезают» из Стокгольма, подавая один иск за другим против «Газпрома». В то же время, договариваясь о компромиссах вне суда.
Скорость решения Стокгольмского арбитража также объясняется тем, что в 2019 году завершаются отношения «Нафтогаза» и «Газпрома». И нужно успеть за следующие 1-1,5 года договориться о новых условиях поставок газа как для Украины, так и о транзите газа для ЕС.
И, к сожалению, решение Стокгольмского арбитража в таком виде не дает шансов для Украины как для транзитного государства и как для государства покупателя газа. «Нафтогаз» в нынешнем виде, его руководители во главе с Коболевым только помогают «Газпрому», России воплотить в отдельно взятой газовой сфере известный тезис одного из российских журналистов Леонтьева о том, что «нет такой страны — Украина». Украина превратится в площадку для торговли и транзита газа европейскими трейдерами и компаниями с одной стороны, и Россией — с другой стороны.
И когда «Нафтогаз» до самозабвения рассказывал о Стокгольмском арбитраже, то европейские партнеры Украины (и те же Snam, Eustream, Gasunie, GRTgas) в газовой сфере полным ходом вели переговоры с «Газпромом» о транзите и покупке газа после 2019 года. Как и «Газпром», со своей стороны, активно налаживал братские отношения с компаниями из ЕС. И можно не сомневаться, что о «Нафтогазе» и государстве Украина никто там не говорил. Как результат, «Нафтогаз» вытеснят с европейского рынка газа, а его место займут европейские партнеры «Газпрома». И итогом деятельности нынешнего руководящего состава «Нафтогаза» станет передача контроля за газовым рынком Украины иностранным компаниям вместе с «Газпромом».