Сбитая с толку мировая политическая и деловая элита на прошлогоднем Всемирном экономическом форуме в Давосе, состоявшемся накануне инаугурации Дональда Трампа, вслух думала о том, что нам готовит будущее.
Прошел год, и будущее уже здесь. Буквально. В Давос должны приехать Трамп и американская делегация во главе с министром финансов Стивеном Мнучином (Steven Mnuchin). Главный американский популист наверняка станет героем новостей, но есть и другие сюжетные линии, за которыми стоит следить в текущем году.
Западу нужен лидер
Канцлер Германии Ангела Меркель до сих пор пытается сформировать коалиционное правительство после «победы» своей партии на ноябрьских выборах (это была самая слабая из четырех ее электоральных побед). Свое участие в Давосском форуме она подтвердила лишь в эти выходные, и ей будет очень трудно позиционировать себя в качестве великой защитницы западных либеральных ценностей, особенно в связи с тем, что именно эти ценности (в частности, тот несдержанный и горячий прием, который она оказала беженцам) негативно отразились на популярности Меркель в стране и вынудили ее искать партнера, чтобы сформировать правительство.
Французский президент Эммануэль Макрон предложил свое лидерство в качестве альтернативы, хотя для реализации самых амбициозных планов реформ в Европе ему понадобится помощь Германии. Кроме того, благодаря стойкой оппозиции Трампу Макрон обрел фанатов как во Франции, так и за рубежом. Но французские избиратели прежде всего думают о безопасности и благополучии во Франции, и если амбициозные и (остро необходимые) экономические реформы Макрона не принесут ожидаемых результатов, французы вполне могут выступить против него, как они сделали с традиционными право- и левоцентристскими партиями.
Однако никто даже не рассчитывает на то, что Дональд Трамп станет красноречиво защищать западные ценности. Итак, пока место лидера остается вакантным.
Что скажет Моди?
Китайский руководитель Си Цзиньпин в своей приветственной речи в Давосе в прошлом году попытался занять нишу глобального лидерства, образовавшуюся из-за внешней политики Трампа под лозунгом «Америка прежде всего». Он положил начало многомесячной пиар-кампании, кульминацией которой стало его заявление на 19-м партийном съезде в ноябре месяце о том, что началась «новая эра» в геополитике.
На этой неделе со стороны Китая можно ждать новых величественных высказываний, но гораздо интереснее то, что давосской аудитории скажет премьер-министр Индии Нарендра Моди. Индия уже стала самой крупной по численности населения демократической страной. У нее седьмая в мире экономика, а к 2050 году она может занять второе место (после Китая). Индия решительно отказывается от участия в амбициозном инфраструктурном проекте КНР «Один пояс, один путь», позиционируя себя в качестве потенциального противовеса усиливающимся экономическим амбициям Китая в Азии. Сегодня уже ведутся активные переговоры об усилении индо-тихоокеанского партнерства в сфере безопасности между США, Индией, Японией и Австралией.
Можно ожидать, что Моди в своей речи сосредоточится на экономике, однако стоит внимательно прислушаться, не изложит ли он какие-нибудь взгляды Индии на геополитику.
Трамп в зале
Давайте скажем очевидное. Только уход старшего стратега Стива Бэннона позволяет Трампу общаться с модными глобалистами на этом горном швейцарском курорте. Бэннон был одним из немногих советников президента, искренне преданных экономическому популизму. Теперь, когда Бэннон ушел, а медийная машина «Брейтбарт» (Breitbart) дала себе волю, Трамп может беспрепятственно позировать перед камерами, коих в Давосе будет великое множество. Ну как этот президент может упустить такую возможность потусоваться среди сильных мира сего?
Он наверняка выступит с заключительной речью. Сообщения СМИ свидетельствуют о том, что Трамп в своей речи будет продвигать далеко не давосское мировоззрение под названием «Америка прежде всего». Это имеет смысл для человека, который видит тактическую ценность в драках, пусть даже они плохо продуманы. Гораздо интереснее будет реакция на ожидаемые комментарии Трампа. Помните: противоположностью любви является безразличие, а не ненависть. Трамп способен справиться с той враждебностью, которую вызывают его комментарии (он даже приветствует эту враждебность), но когда его игнорируют, он приходит в замешательство.
В этом году Давос серьезно возьмется за структурное неравенство…
Министр финансов Мнучин не считает, что Давос — это «тусовка для глобалистов». Но он — именно такая тусовка. Причем, не только для глобалистов, но и для пресловутого 0,001% победителей в этой гонке глобализации. Однако в 2018 году положение мировой элиты не такое, каким оно было в 2007 году. Неравенство доходов увеличивается во всех странах мира. Восьмерке самых богатых людей на планете сегодня принадлежит такая же сумма богатства, как и четырем миллиардам самых бедных людей. И сейчас главные выгодоприобретатели от глобализации начинают задумываться о последствиях.
На этой неделе генеральный директор и председатель самой крупной в мире фирмы по управлению активами (их у нее более шести триллионов долларов) «БлекРок» (BlackRock) Ларри Финк (Larry Fink) написал открытое письмо руководителям открытых акционерных обществ, в которые инвестирует деньги его фирма. «Общество требует, чтобы компании, как государственные, так и частные, служили социальной цели, — заявил он. — Чтобы со временем добиться успеха, каждая компания должна не только демонстрировать хорошие финансовые показатели, но и показывать, как она вносит положительный вклад в общество. Компании должны приносить выгоду всем заинтересованным лицам, включая акционеров, сотрудников, клиентов и общество, в котором они работают».
Это внесет огромные изменения в методы работы компаний. То обстоятельство, что один из наиболее влиятельных людей с Уолл-Стрит публично поднимает данный вопрос, подчеркивает, что неравенство превратилось в неустранимую и явную угрозу миру и процветанию всех и каждого. В этом году разговоры о структурном экономическом неравенстве будут слышны в Давосе повсюду.
…и станет более влиятельным
Да, международная политика сегодня находится в напряженном состоянии, чего мы не видели уже давно. А технологический прогресс, который когда-то называли силой, которая свяжет весь мир воедино, в большей степени раскалывает общества изнутри, поскольку в политике усиливается поляризация, а в вопросах занятости царит неопределенность. В целом перспективы весьма мрачные.
Но не все новости печальные. Сегодня в мире как никогда мало людей, живущих в крайней бедности. Глобальная экономика продолжает уверенно развиваться, несмотря на все те палки, которые различные силы вставляют в ее колеса. У глобализации всегда есть явные победители и проигравшие, однако мы в последнее время обращаем повышенное внимание на проигравших в гонке глобализации. Это положительное явление. Давос раньше был местом прославления глобализации. Сейчас это то место, где тщательной проверке подвергается трансграничный поток идей, информации, людей, денег, товаров и услуг. Именно такой Давос нужен миру в 2018 году.