Данные спутников свидетельствуют о том, что между карьером «Титания» в Рогаланде и Крымом, аннексированным Россией, ходило судно. Это может быть нарушением санкционных предписаний, считает Министерство иностранных дел.
Зарегистрированный в Либерии рудовоз HHL Mississippi выходит из порта в Йоссингфиорде рано утром 6 ноября 2017 года. Этот порт на юго-западе Норвегии используется для экспорта металлов ильменит и титан из карьера «Титания» судами в страны всего мира.
Через 17 дней судно становится на якорь в Керченском проливе у полуострова Крым. Данные спутников MarineTraffic показывают, как российское грузовое судно осуществляет челночные рейсы между рудовозом и крымским портом Камыш-Бурун.
Через месяц немецкий рудовоз Callisto идет с грузом из Норвегии к Керченскому проливу. Повторяется та же самая операция. Российское грузовое судно используется для перевозки титана к заводу «Крымский титан». Завод производит диоксид титана, который используется для производства, в частности, пластика, красок, лаков, косметики и продуктов питания.
Санкции против России
Солдаты российского спецназа в масках в марте 2014 года появились во многих местах Крыма, который с 1953 года входил в состав Украины. После заявления Москвы о том, что Крым является частью России, санкции против этой страны были введены ЕС, США и Норвегией. Норвегия ввела строгие санкционные предписания, которые запрещают экспорт в крымские компании и предприятия и импорт от них. Норвежские санкционные предписания охватывают все компании, у которых есть адрес, дочерние компании или филиалы в Крыму или Севастополе.
Параграф 11 о «запрете экспорта товаров и технологий в Крым и Севастополь» гласит, что запрещено продавать, поставлять, переводить или экспортировать длинный ряд товаров и технологий «физическим или юридическим лицам в Крыму или Севастополе или для использования в Крыму или Севастополе».
Предписания направлены в первую очередь против таких ключевых секторов, как «транспорт, телекоммуникации, энергетика, поиск, добыча и производство нефти, газа и минеральных ресурсов». Точно такие же предписания введены США и ЕС.
Как это было обнаружено
Первые обвинения в связи с экспортом норвежского ильменита в Крым поступили от украинской мониторинговой группы «Черноморский институт стратегических исследований внешней политики» (Black Sea Institute of Strategic Studies of Foreign affairs). Украинская группа следит за соблюдением санкций и с помощью Marine Traffic и других открытых источников наблюдет за судами, идущими в Крым. Согласно данным украинской группы, в течение ноября и декабря по меньшей мере 10 000 тонн норвежского ильменита были доставлены в Крым, аннексированный Россией. «Это незаконно», — пишет группа на своем сайте.
Из норвежской «Титании» в Крым
«Титания Кронос» в Рогаланде заявляет Aftenposten, что она в настоящее время расследует происшедшее. «Мы напряженно работаем с МИД для прояснения этого дела», — говорит директор «Титании» Даг Ларсен (Dag Larsen) корреспонденту Aftenposten.
Согласно данным компании, ильменит напрямую не продается Крыму или России.
Ларсен: У нас нет прямых продаж в Крым.
Aftenposten: Как вы прокомментируете информацию о том, что ваш ильменит попал в Крым?
— У нас нет никаких комментариев, поскольку мы пока работаем с этим делом.
«Титания Кронос» не хочет сообщать, кому они продают ильменит или почему суда идут в Керчь. Вот одно из объяснений: груз поменял владельцев в течение рейса из Йоссингфиорда в Крым.
Возможное нарушение
МИД характеризует дело как «возможное нарушение»: «Министерство иностранных дел получило информацию о возможном нарушении ограничительных мер, связанных с Крымом», — пишет пресс-секретарь МИДа Астрид Сель (Astrid Sehl). МИД не отвечает на вопрос, кто расследует это дело. Оно касается также и Германии, поскольку суда находятся под контролем немецкой судоходной компании.
Таков был судовой маршрут из Норвегии в Крым
Первый транспорт идет из Йоссингфиорда в Норвегии через Нидерланды и Румынию 6 ноября. После трех дней в норвежском порту либерийское судно Mississippi идет в Нидерланды, где останавливается на короткое время 7 ноября, чтобы взять на борт строительную конструкцию. После этого рудовоз идет в румынский порт Констанца, где строительная конструкция выгружается 20 ноября. 22 ноября в 22.45 Mississippi подходит к узкому Керченскому проливу между Крымом и Россией. Спутниковые данные показывают, как российское грузовое судно «Нефтерудовоз-2» подходит к Mississippi и совершает три рейса между рудовозом Mississippi и портом Камыш-Бурун в Крыму.
Спутниковые данные, с которыми ознакомилась Aftenposten, показывают, что то же самое происходит с рудовозом Callisto спустя три недели в декабре. После нескольких дней у причала в Йоссингфиорде Callisto 5 декабря идет прямо к Керченскому проливу. Рудовоз прибывает 20 декабря. Через три дня якорной стоянки к Callisto подходит российское грузовое судно «Нефтерудовоз». После этого оно совершает челночные рейсы между Callisto и портом в Крыму.
Принадлежит неоднозначному олигарху
Большой титановый завод в Крыму, импортирующий ильменит, принадлежит олигарху с неоднозначной репутацией Дмитрию Фирташу. США уже требовали его выдачи. Фирташ был арестован в Австрии в марте 2014 года. Затем его выпустили под залог в 1,5 миллиарда крон, один из самых крупных залогов в мире. Как один из самых богатых олигархов Украины он имеет тесные связи с свергнутым президентом Виктором Януковичем и Россией. Его имя также связано с идущим в США расследованием действий России из-за его контактов с руководителем избирательной компанией Трампа Полом Манафортом (Paul Manafort). «Многие считают, что Фирташ — это пример всего неправильного на Украине», — писал Forbes.
Украина требует норвежского расследования
Украинское посольство в Норвегии в своем послании требует, чтобы «компетентные власти Норвегии провели расследование возможного нарушения ограничительных мер относительно торговли с Крымом».
МИД частично засекретил это дело, «принимая во внимание внешнеполитические интересы Норвегии».
«Министерство проводит подробное расследование, о чем мы проинформировали украинские власти. В настоящий момент мы не можем сообщить никаких других подробностей», — отвечает сотрудница МИДа Астрид Сель.
Aftenposten: Украинские власти утверждают, что это нарушение санкций против России?
Ларсен: Прошу понять меня, мы не можем в настоящее время дать какие-либо комментарии по этому вопросу.
— Спутниковые данные Marine Traffic подтверждают рейсы из Йоссингфиорда в пролив у Крыма?
— К этому вопросу можно вернуться после того, как мы закончим расследование этого дела.
Сигнальные лампы должны быть включены
Старший адвокат адвокатской фирмы Kluge Ронни Русенволд (Ronny Rosenvold) — один из очень немногих экспертов по санкционным предписаниям, он выступал в суде как защитник многих норвежских и иностранных компаний.
«Это масштабный экспортный запрет на ряд товаров, действующий в отношении компаний в Крыму и Севастополе или против использования этих товаров там. Несоблюдение этих предписаний может привести к наказанию. В этом случае возникает вопрос, как далеко прошло расследование того, кто же является конечным пользователем.
Вопрос заключается в том, загорелась ли одна или несколько сигнальных ламп, что должно говорить о необходимости провести более тщательное расследование. Чтобы вести себя осторожно, компании вынуждены проверять, куда идет их продукция», — говорит Русенволд.
Требование осторожности
Все норвежские компании обязаны проверять, куда попадает их продукция. Чтобы вести себя осторожно, компании должны убедиться в том, что их продукция не поставляется в Крым.
«Трудность для норвежских компаний состоит в том, что нет доступных общественных решений, позволяющих посмотреть, как норвежские власти применяют санкционные правила. В такой ситуации компании заранее зависят от диалога с Министерством иностранных дел», — говорит Русенволд.
Американская нефтяная компания ExxonMobil в 2014 году была в США оштрафована на 16 миллионов крон за нарушение санкций. За нарушение норвежских санкционных предписаний может последовать наказание в виде штрафов или тюремного заключения сроком до 3 лет.