Район Африн на севере провинции Алеппо привлек внимание международной общественности в связи с турецкой военной операцией «Оливковая ветвь», целью которой является очищение стратегически важного региона от «Отрядов народной самообороны» (YPG). Турция рассматривает их как организацию, непосредственно связанную с Рабочей партией Курдистана (РПК), которая была признана террористической и запрещена в Турецкой Республике.
Для Турции цель этой операции больше военно-политическая, чем экономическая. Она хочет предотвратить приход курдских формирование в Средиземноморье, но природные ресурсы и экономические компоненты региона тоже нельзя игнорировать. Это выгодно для любой стороны, что возьмет под контроль экономическую составляющую региона, тем более, что его площадь составляет около 3 850 квадратных километров, что около 2% от общей площади Сирии.
Природные богатства и ресурсы
Район Африн считается одним из самых важных туристических зон в пригороде Алеппо из-за горной природы. Многие туристы приезжали в Африн, тем самым предоставляя работу населению севера Сирии до 2011 года, особенно жителям Алеппо и Идлиба. Кроме того, на территории района находятся археологические объекты, вызывающие интерес для тех, кто интересуется Сирией.
На территории района Африн находятся десятки археологических объектов из разных исторических эпох. Наиболее важным из них является город Кир, известный как «Неби-Хури». Он находится примерно в 23 километрах к северо-востоку от Африна.
В этом районе находится Калат-Симан (крепость Симеона), расположенная к югу от города Африн. В 20 км к юго-востоку находится церковь Святого Симеона, одна из крупнейших церквей в мире, а также холм «Шейх Баракат» и гора «Барсе Хатун» (Барсая); древний город Айн-Дара, расположенный к югу от Африна и состоящий из различных памятников, включая храм с древними скульптурами.
Эти исторические памятники сделали регион привлекательным местом для иностранных туристов и исследовательских групп, особенно в сочетании с разнообразием природного ландшафта: от гор до равнин.
Кроме того, Африн является одним из сельскохозяйственных районов в стране. Сельское хозяйство — основной источник дохода для большей части населения и вносит вклад в ВВП около 70%, согласно статистике администрации.
Река Африн является важным источником воды в регионе. Ее длина составляет около 149 километров, включая ручьи и источники.
Этот район славится фруктовыми деревьями: айвой, яблоками, абрикосами, грецким орехом, миндалем, фисташками и инжиром. А также гранатовым деревом, занимающим передовые позиции в производстве на территории Сирии. Посевная площадь гранатовых деревьев составляла около 18 тысяч донумов (единица измерения площади на территория, которые раньше входили в Османскую империю, 0,1 гектара — прим. ред.), а количество деревьев в 2011 году — около 720 тысяч экземпляров, которые дали около 14,4 тысяч тонн продукции, по словам помощника главы сельского хозяйства Африна Ахмеда Аббаса.
Оливковые деревья покрывают большую часть сельскохозяйственных угодий. Сельское хозяйство занимает главное место в регионе и составляет основной источник доходов населения. По данным администрации Африна количество оливковых деревьев составляет около 18 миллионов штук, а добыча масла в лучшие годы достигала 270 тысяч тонн. Оливки из Африна занимают особое положение на местных рынках и в соседних странах.
Экономическое положение в районах, контролируемых оппозицией
После начала сирийской революции в 2012 году курдские «Отряды народной самообороны» взяли под свой контроль регион, как только его покинули силы сирийского режима, чтобы начать восстановление экономики региона. В апреле 2014 года была создана Торгово-промышленная палата и Совет по рациональному осуществлению инвестиций для организации работы в регионе.
Согласно исследованию «Целевой группы по экономическим вопросам Сирии» в 2015 году, Африн стал «убежищем» для капитала в Алеппо и его пригородах, поскольку швейные фабрики, заводы и промышленные предприятия получали некоторые коммерческие инвестиции из-за ухудшения ситуации с безопасностью в Алеппо.
Экономика города восстановилась после начала боевых действий между группировкой «Тахрир аш-Шам» (террористическая коалиция, основанная на базе сирийского крыла «Аль-Каиды» «Джебхат ан-Нусры», запрещенных в РФ — прим. ред.) и другими группировками в Идлибе и его пригородах в июле прошлого года. «Тахрир аш-Шам» расширила свой контроль над Идлибом, побудив Турцию закрыть пограничный пункт пропуска «Баб эль-Хава» и изменить торговый путь на «Баб эль-Саламех» к северу от Алеппо. Конвои нефтепродуктов, строительных материалов и товаров первой необходимости начали переправляться из этого пропускной пункта в пригороды западного Алеппо и провинцию Идлиб, проходя через Африн.
Администрация попыталась воспользоваться новым торговым маршрутом для пополнения своей казны, наложив налог на каждый грузовик, пересекающий районы, находящееся под контролем оппозиции в Идлибе и его пригородах, в зависимости от типа грузовика, веса и грузоподъемности. Налоги составляли 50-100 долларов за грузовик, сопровождающие должны были платить по 10 долларов за каждый грузовик для «сопровождения» на территории Африна до границ районов, находящихся под контролем оппозиции.
Однако после начала военной операции «Оливковая ветвь» торговый маршрут остановил свою работу, что негативно повлияло на районы, находящиеся под контролем оппозиции в Идлибе, его пригородах и сельской местности Хамы. Цены выросли вдвое в пригородах Хамы, по словам торговца топливом Али Маусуса. Он рассказал, что большие объемы продукции шли через Африн и полностью удовлетворяли потребности рынка.
Закрытие дороги привело к нехватке нефтепродуктов на рынке и росту спроса, поэтому цены выросли почти вдвое. Ранее цена за баррель дизеля для автомобилей составляла от 40 до 42 тысяч фунтов (1 сирийский фунт равен 0,11 рубля по данным на 31 января 2018 года — прим. ред.), а мазут — около 32 тысяч фунтов; в настоящее время цена поднялась до 75 тысяч фунтов. Баррель бензина стоит 65 тысяч фунтов, а керосина — 70 тысяч.
Денежные вливания в район
За турецкой военной операцией стоит экономика. Приход в Средиземноморье «Отрядов народной самообороны», которые неоднократно официально заявляли, что их целью является объединение трех кантонов (Африн, Аль-Джазира и Кобани) и, следовательно, экспорт нефти в северный Ирак и сирийскую Аль-Джазиру, а также производство пшеницы и хлопка. По мнению экономиста Юнуса аль-Карима, в случае подобного поворота событий Турция лишится нынешнего энергетический маршрута из Ирака и будущего из Ирана.
Аль-Карим добавил, что успех курдского проекта в Сирии спровоцирует сепаратизм турецких курдов, которые сосредоточили в своих руках воду и электричество. Турция не забывает о сирийском государстве и сирийском режиме, которые потеряли нефть, пшеницу, хлопок, воду, электроэнергию и прочее.
После начала военной операции произошли экономические расчеты для новой реальности. Аль-Карим объяснил, что падение Африна принесет экономические выгоды сирийскому режиму, потому что Турция позволит использовать средства международных организаций, которые ранее были запрещены и укрепит свою позицию, опасаясь «Рабочей партии Курдистана» (РПК) и политического столкновения с «Отрядами народной самообороны».
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что военная операция направлена на возвращение в Сирию 3,5 миллиона беженцев из Турции. Огромные финансы будут направлены в страну через центры денежных переводов Турции, что принесет пользу Анкаре и Дамаску.
Контроль над Африном ослабит «Отряды народной самообороны» и, таким образом, позволит ООН и региональным организациям войти в Ракку и Дейр эз-Зор и вернуться к реализации своих проектов в них, которые зависят от сирийской валюты, а следовательно означают получение режимом прибыли, будь то восстановление денежного резерва или появление денег у людей в сирийских фунтах. Таким образом, центральный рынок восстановит свой контроль над ситуацией, а режим получит собственные выгоды благодаря покупкам товаров в регионах, потому как сирийские товары составляют конкуренцию турецким в качестве, низких ценах и легком доступе.
«Отряды народной самообороны» призвали сирийский режим войти в Африн, чтобы помочь противостоять турецкой военной операции. «Мы призываем сирийское государство выполнить свои суверенные обязанности перед Африном и защитить свои границы с Турцией от нападений турецкого оккупанта», — говорится в заявлении администрации, опубликованном, 24 января, на странице в Facebook.
Вступление сирийского режима в район после поражения «Отрядов народной самообороны» является одной из возможностей, которые по-прежнему существуют сегодня.
Аль-Карим считает, что турки не останутся в Африне, а передадут его силам режима или ССА, но последний не сможет осуществить это по военно-техническим причинам, потому как контролирует Идлиб, где полно проблем. Поэтому Турция обязана передать этот район силам режима, который извлечет из этого выгоду, когда вступят в регион. Ослабление сил «Отрядом народной самообороны» заставят их отказаться от других областей в пользу режима, особенно в отношении полей пшеницы и месторождений нефти в Аль-Джазире.