Проблематика данного закона (принятого в Польше закона о защите национальной чести — прим. ред.) включает в себя три основных аспекта. Первый аспект является, якобы, главной причиной разногласий: противодействие польского общества тому, чтобы лагеря смерти, существовавшие на территории страны в годы Второй мировой войны, назывались «польскими».
Поляки полагают, что их следует называть «германскими лагерями на оккупированной польской территории». Это достаточно справедливое требование. Сегодня нет ни одного серьезного исследователя истории Холокоста, ни одного государства, и уж точно западного, которое с этим требованием не согласно. С этим польским требованием согласны не только Израиль, но и все международные организации, сообщества, занимающиеся увековечением памяти жертв Катастрофы европейских евреев.
Второй аспект поправки к польскому закону связан с параграфом, устанавливающим, что каждый, кто утверждает, что польское государство или польский народ содействовали каким-либо образом нацистским преступлениями против евреев, будет подвергнут штрафу или тюремному заключению. Утверждается, что речь идет о защите польской национальной чести. Аргументы в пользу этого параграфа выглядят более, чем странно. Польша была оккупирована, польские силы сопротивления действовали подпольно и подчинялись правительству в изгнании, находившемуся в Лондоне.
«Польский народ» не мог и не хотел (что означает в данном случае «желание целого народа»?) быть соучастником преступлений. В этом случае верным является лишь одно утверждение, что ни одно польское политическое движение не сотрудничала с немцами — в отличие от многих стран Европы. Причина проста: Третий Рейх готовил полякам участь презренных рабов, обслуживающих арийскую расу. Нацистская Германия не намеревалась привлекать польские политические силы к какому-либо сотрудничеству.
Третий аспект, который, по-видимому, является основным, касается следующего утверждения: конечно, говорит польская сторона, среди поляков, как и среди любых других народов, были плохие люди, однако в целом польский народ, страдавший от немецкой оккупации, потерявший, как минимум, два миллиона своих сыновей и дочерей, прилагал усилия с целью спасения евреев. Утверждается, что 60 тысяч поляков участвовали в спасении евреев. Это, разумеется, грубая ложь.
Институт «Яд Ва-Шем» признал 6 тысяч 700 польских праведников мира, спасших евреев. Они были подлинными героями, поскольку должны были спасать евреев не только от немцев, но и от своих соплеменников — поляков. Вполне, возможно, что в реальности было всего около двух тысяч таких героев. Если бы речь шла о 60 тысячах, история Холокоста была бы совершенно иной. Надежные исследования польских же историков утверждают, что около 200 тысяч евреев, а, возможно, и больше, были убиты польскими крестьянам или переданы ими немцам.
Новый польский закон фактически возлагает запрет на независимые исследования истории отношений поляков и евреев в годы Второй мировой войны и угрожает уголовными санкциями теми, кто утверждает, что поляки принимали участие в нацистских преступлениях. Речь идет об агрессивной атаке на свободу высказывания и научного исследования. И это заслуживает всяческого порицания.