«Малые» ядерные боеприпасы создают большие проблемы в отношениях между НАТО и Россией.
«К сожалению, ядерное оружие снова включается в повестку дня, — говорит Йенс Столтенберг (Jens Stoltenberg). — Обретает форму второй ядерный век с многими игроками и худшей стабильностью».
Этот мрачный вывод сделан в ежегодном докладе, который публикуется в связи с начавшейся в пятницу конференцией по безопасности в Мюнхене. Похожее послание несколько раз повторялось со сцены в баварской столице.
«К сожалению, ядерное оружие снова появляется как реальная угроза, после того как мы много лет наблюдали, как эта угроза уменьшалась», — говорит руководитель НАТО Йенс Столтенберг. Большая часть его выступления в Мюнхене была посвящена именно ядерному оружию.
«Уже горят несколько сигнальных ламп, предупреждающие о том, что мы должны реагировать», — заявил Столтенберг в беседе с корреспондентом Aftenposten.
Много причин для тревоги
В докладе конференции по безопасности подчеркивается ряд особенностей развития, вызывающих беспокойство.
• Как в США, так и в России полным ходом идут программы модернизации ядерного оружия. Многие опасаются, что ставка на так называемое тактическое ядерное оружие делает ядерную войну более вероятной, поскольку снижается порог применения этого оружия.
• В то же время страны с меньшим ядерным арсеналом, такие как Китай, Индия и Пакистан, инвестируют в новые виды ядерного оружия.
• Конфликт между США и Северной Кореей тоже сильно обострился за последний год, поскольку Северная Корея постоянно делает новые шаги в разработке своего ядерного оружия.
• Вдобавок ряд международных договоров, которые должны обеспечивать ядерное разоружение, оказались под значительным давлением.
Ставка на «малые» ядерные боеприпасы
У США уже давно вызывает озабоченность арсенал тактического ядерного оружия России. В Америке ощущается значительная нехватка такого оружия, пишет «Вашингтон Пост» (Washington Post).
Есть опасения, что русские могут использовать это оружие для так называемого ограниченного ядерного удара, и американцы в этом случае окажутся перед трудным выбором: или довести конфликт до полной и разрушительной ядерной войны, или ответить ограниченным ударом с использованием конвенциональных видов оружия.
Эта стратегия означает, что Россия использует угрозу ограниченного применения ядерного оружия в военном конфликте в Европе, надеясь таким образом сдержать НАТО и США.
«Мы не допустим, чтобы Россия или какая-нибудь еще держава держала в заложниках население Европы», — заявил Макмастер.
Во время дискуссии с США Россия и Китай подчеркнули, что, в отличие от США, придерживаются совершенно иной точки зрения на эту ситуацию. «Нас удивляет заявление США об угрозе со стороны Китая или других стран как обоснование их собственной ядерной стратегии», — заметила руководитель внешнеполитического комитета Всекитайского собрания народных представителей Фу Ин (Fu Ying).
Дебаты о ядерном оружие, как в старые времена
Руководитель НАТО Столтенберг считает, что есть существенное различие между точками зрения России и НАТО на ядерное оружие. «Мы в НАТО пытаемся установить четкое различие между ядерным и конвенциональным оружием и проводим отдельные учения с этими двумя видами вооружений. Россия в гораздо большей степени включает ядерное оружие в свое военное планирование», — говорит он.
Aftenposten: И в таком случае США должны делать то же самое?
Йенс Столтенберг: Во всяком случае, мы подошли очень близко к ситуации, которая требует ответа, и это входит в обновленную стратегию США.
По словам Столтенберга, он хочет более открытых дебатов о ядерном оружии.
«Невероятно, какой объем знаний о ядерных вопросах был у политически в меру ангажированного десятилетия 1970-1980. Сейчас все это довольно далеко от нас, это что-то, что происходит в мире, но мало беспокоит обычных граждан и большинство политиков. Самое малое, что я могу сделать, — просто представить эти дилеммы».
Озабоченность по поводу договоров о ядерном оружии
Столтенберг говорит, что его особенно беспокоит ситуация с международными договорами о вооружениях.
«Договор ОСВ, Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности и договор о нераспространении ядерного оружия — это три фантастических договора, которые обеспечили большой прогресс в деле ядерного разоружения. Сейчас два последних договора находятся под угрозой, и мы должны сделать все возможное, чтобы сохранить их».
Руководитель международной кампании за запрет ядерного оружия Беатрис Фин (Beatrice Fihn) предупредила участников Мюнхенской конференции об угрозе несчастных случаев: «Мы не можем всегда рассчитывать на удачу. С точки зрения статистики, рано или поздно что-то должно произойти».