Корреспондент Би-би-си встретился с бывшим главой Московской антидопинговой лаборатории Григорием Родченковым в засекреченном месте. В рамках программы защиты свидетелей Родченкову нельзя разглашать место жительства.
Это первое интервью 59-летнего Родченкова международной новостной компании с того момента, как он бежал из Москвы. Во время интервью Родченков был в маске: ему нельзя показывать лицо из-за предполагаемой угрозы со стороны агентов Москвы.
Международный олимпийский комитет сегодня столкнулся с «важнейшим моментом в своей истории», говорит Родченков. Организации предстоит решить, смогут ли российские спортсмены выйти под национальным флагом на церемонии закрытия в воскресенье.
Разрешить им это сделать было бы «худшим решением» со стороны МОК, уверен Родченков.
По мнению бывшего спортивного чиновника, олимпийское движение сегодня нуждается в серьезных реформах по борьбе с допингом. Если их не будет, то «олимпиада умрет», — говорит Родченков.
Международный олимпийский комитет, говорит он, «фальсифицирует» борьбу с допингом, а «международные спортивные федерации саботируют ее».
«Отдельные страны не заинтересованы в том, чтобы ловить жуликов»
После заявлений Родченкова, вошедших в доклад канадского юриста Ричарда Макларена Всемирному антидопинговому агентству (ВАДА) о допинге в российском спорте, МОК в частности запретил российским спортсменам участвовать в Олимпиаде в Пхенчане под национальным флагом. Вместо этого россияне соревнуются под флагом олимпийского движения.
Однако на церемонии закрытия скандал, возможно, исчерпает себz. В субботу, 24 февраля, МОК может принять решение об отмене запрета и разрешить россиянами выйти на закрытие под флагом России.
«МОК должен показать, что он последователен в своей борьбе с допингом», — говорит Родченков.
«Российские чиновники отвергают все обвинения, утверждая, что я лжец. Они унизили всех обличителей, они лгали перед судом, и если флаг разрешат поднять, это будет худшим решением», — говорит Родченков.
«Люди понимают, чем занимается МОК: фальсификацией борьбы с допингом. Это [разрешение поднять флаг РФ] перечеркнет все прошлые успехи. Это полное пренебрежение мнением коммиссий, всеми их выводами, и докладом Макларена», — считает он.
Если МОК окажется неспособным вовремя провести антидопинговые реформы, эффект может быть разрушительным, говорит Родченков.
«МОК и Олимпийское движение — в серьезнейшем кризисе. Нам нужны реформы. Нужно сделать некоторые необходимые вещи, нужно больше финансирования. Существуют „неприкасаемые", которые в любой ситуации будут продолжать перевозить, продавать и использовать допинг. Такие случаи должны быть уголовно наказуемы», — говорит бывший глава Московской антидопинговой лаборатории.
«Самое серьезное препятствие для допинг-контроля это международные спортивные федерации. Я уверен, что они скрывают, или специально не находят десятки положительных результатов [допинг-проб]».
«Они не любят подробно обсуждать эти вопросы, и поэтому функция допинг-контроля должна перейти от федераций к ВАДА и выполняться абсолютно независимой структурой. В целом, многие страны и многие национальные антидопинговые организации не заинтересованы в том, чтобы выводить ведущих спортсменов своих стран на чистую воду», — добавил Родченков.
«В Британии есть крайне странные случаи»
Родченков извинился перед британскими спортсменами за то что в роли главы московской лаборатории помогал российским спортсменам на Олимпиаде 2012 года в Лондоне жульничать и тем самым бросил тень на Олимпийское движение.
«Я хочу сказать, что мне очень жаль, что ваша карьера, ваша жизнь была сломана из-за распространенного систематического жульничества. И мне особенно жаль, что я внес свою лепту, неправильно применив мои знания и опыт во вред честным спортсменам во всем мире. Именно поэтому я нахожусь здесь и рассказываю вам правду о том, что тогда произошло», — заявил Родченков.
В ответ на вопрос о том, есть ли в британском спорте проблемы с допингом, Родченков сказал: «Честно? Да. Я не говорю об этом по телевидению сейчас, во время [зимних Олимпийских игр], но я видел несколько крайне подозрительных случаев в британском спорте».
«Я следовал приказам с самого верха»
По истории Родченкова был снят документальный фильм «Икар», получивший номинацию на «Оскар».
В основу фильма легли показания Родченкова об организации приема допинга на Олимпийских играх 2014 года в Сочи. как утверждает Родченков, там была организована система подмены анализов мочи.
Моча принявших допинг спортсменов, сданная в день соревнований, заменялась на «чистую», заготовленную загодя.
Подмена мочи в пробирках осуществлялась через небольшие отверстия в стенах здания антидопинговой лаборатории в Сочи, утверждает Родченков.
В интервью Би-би-си он вновь заявил, что о системе допинга в Сочи были осведомлен президент России Владимир Путин и занимавший тогда пост министра спорта Виталий Мутко.
Правительство России отрицает существование допинг-схемы, однако Родченков настаивает, что о ней было известно всем. «Мне одному делать это было бы невозможно», — говорит он.
«Безусловно, я выполнял приказы. Это была командная работа. Когда нужна была координация, подключалась ФСБ. [Мутко] знал абсолютно все, и он сообщал обо всем президенту. Я знаю, что он общался напрямую с Путиным. Он говорил мне об этом. Путин все отрицает. Обычная ситуация», — говорит Родченков.
Виталий Мутко ожидает решения по своей апелляции на пожизненное отстранение от дел МОК. Владимир Путин тоже комментировал обвинения Родченкова. На встрече с доверенными лицами в Москве он назвал Родченкова «придурком» и «преступником», которому «не известно, можно ли доверять».
«Сейчас я был бы в могиле»
Родченков уверен, что решение стать информатором ВАДА поставило под угрозу его жизнь.
В ответ на вопрос, о том где бы он сейчас находился, если бы не покинул Россию, Родченков отвечает прямо: «В могиле, конечно. Мне пришел бы конец».
«Есть четкие свидетельства того, что моя жизнь под угрозой. Я не хочу недоценить опасность. [Если бы я вернулся], они могли бы найти другой, обходной путь — например положить меня в психиатрическую клинику. У них много планов. Это было бы для меня пыткой. Так вернуться в Россию я не могу — это очень большая угроза моей жизни и безопасности», — добавил Родченков.
В начале недели российские биатлонистки Ольга Зайцева, Ольга Вилухина и Яна Романова подали иск к Родченкову в верховный суд штата Нью-Йорк.
Спортсменки, пожизненно отстраненные от участия в Олимпиадах, требуют от Родченкова выплаты им 30 млн долларов (по 10 млн долларов каждой), а также компенсации морального ущерба и принятия мер, которые бы защитили их от дальнейших «лживых заявлений» информатора.
Подачу иска финансирует российский бизнесмен, бывший президент Союза биатлонистов России Михаил Прохоров.
«Я готов ко всему», — говорит Родченков, комментируя иск. «В отношении этих исков — мне известны многие вещи, которые для других остаются секретом. Если они продолжат, то глубоко пожалеют о своем решении меня засудить», — говорит он.
«В этом конкретном случае, я знаю все. Добро пожаловать в суд!»
«Он не жулик, он просто непрофессионален»
Уже во время олимпиады в Пхёнчане некоторые допущенные до нее российские спортсмены вновь оказались в центре допинг-скандала.
В четверг керлингист Спортивный арбитражный суд (CAS) лишил российского керлингиста Александра
В пятницу оказалось, что в пробах бобслеистки Надежды Сергеевой, занявшей 12-е место в соревнованиях двоек нашли запрещенный препарат.
О «провале» Крушельницкого Родченков сказал, что не считает его столь же серьезным, как прошлое систематическое употребление допинга российскими спортсменами.
«Я не считаю его жуликом — это очевидная небрежность. Может быть где-то в сумке у него завалялись какие-то таблетки. Но внимание, это абсолютно другой случай. Мы не можем винить его наравне с жуликами — это непрофессионализм. Я сделал все для того, чтобы в играх в Пхёнчхане не участвовали нечестные спортсмены, поэтому я верю, что новое поколение, которое выступает там сейчас, они чисты. Или по крайней мере чище предшественников», — говорит Родченков.
Бывший российский чиновник добавляет, что у него в запасе еще много информации, которую он никому не разглашал, а его цель — оставить о себе память как о борце с допингом.
«Я доволен, что рассказал правду, которая была настолько невероятной, и за это меня запомнят навсегда», — говорит он.
«Мне жаль, я раскаиваюсь, и я продолжу сотрудничать [с ВАДА], чтобы многое сделать и оставить о себе хорошую память. У меня есть еще некоторая информация, которая нуждается в перекрестной проверке. Мы над этим работаем — есть наработки в очень серьезных направлениях», — говорит Родченков.