Владимир Путин мультяшной графикой проиллюстрировал свое видение нового ядерного арсенала, но в его заявлении о намерениях нет ничего смешного.
Российский президент не просто напомнил внутренней аудитории о том, что Россия восстанавливает свое положение сверхдержавы. Накануне выборов он подал США и их союзникам по НАТО сигнал о том, что Россия не намерена сдаваться в новой гонке ядерных вооружений.
Спустя несколько недель после того, как США объявили о модернизации своего ядерного потенциала, Путин в четверг выступил с речью, в которой изложил амбициозные планы по созданию крылатой ракеты с ядерной энергетической установкой, которая обладает неограниченной дальностью, подводного дрона, способного наносить удары по городам обычными и ядерными боезарядами, а также «неуязвимой» гиперзвуковой авиационной ракеты, которая может поражать авианосцы.
Военные аналитики заявляют, что отчасти та информация, которой Путин поделился в своей речи, является достоверной, однако многие призывают критически относиться к утверждениям президента.
«Работает ли эта техника? И вообще: существует ли она?— спрашивает в Твиттере президент фонда международной безопасности „Плаушерс" Джозеф Cиринcионе (Joseph Cirincione). — Все эти образцы пока в стадии разработки».
Бывший министр иностранных дел Великобритании Малколм Рифкинд (Malcolm Rifkind) назвал речь Путина классическим образцом политической пропаганды.
«В какой-то мере это похоже на Ким Чен Ына, который говорит: „Все, у меня есть ядерное оружие, и теперь никто меня не тронет". Это делается для того, чтобы произвести внешний эффект», — заявил он.
В речи Путина прозвучали старые заявления и информация о новых, но пока не испытанных системах вооружений.
Уже давно известно, что Россия совершенствует свои межконтинентальные баллистические ракеты. В этом году в прессу также просочились данные о том, что Россия планирует создать дрон, или торпеду с ядерной энергетической установкой, которую можно запускать с подводной лодки. Эта информация поставила в тупик некоторых военных экспертов из США.
«Если этот аппарат оснастить очень тяжелой боеголовкой, то ему будет трудно сохранять заданную глубину при помощи рулевых поверхностей. Для движения он должен будет развивать очень высокую скорость», — сказал бывший офицер-подводник ВМС США Брайан Кларк (Bryan Clark), ныне работающий старшим научным сотрудником в Центре стратегических и бюджетных оценок (Centre for Strategic and Budgetary Assessments).
«Я не вижу здесь способов управления, которые позволили бы осуществить такую концепцию», — заявил он.
Но самое большое внимание привлек рассказ Путина о крылатой ракете с ядерной энергетической установкой, которая будто бы обладает неограниченной дальностью. Он также вызвал недоверие у аналитиков, сомневающихся не только в существовании такой ракеты, но и в ее целесообразности.
Аналитик Дуглас Барри (Douglas Barrie), работающий в Международном институте стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies), сказал, что американцы и Советы предпринимали аналогичные попытки создать такое оружие в годы холодной войны.
«Возникло так много проблем на всех уровнях, что от этого замысла пришлось отказаться», — отметил Барри. Он добавил, что «сомневается» в существовании «реальной программы, могущей привести к созданию действующей системы такого рода».
Между США и Россией сохраняется примерный паритет по количеству ядерных боезарядов. На их долю в совокупности приходится около 90 процентов всего имеющегося в мире ядерного оружия.
Обе страны недавно просигнализировали о желании модернизировать и перевооружить свои ядерные силы. Такая тенденция у многих вызывает серьезную тревогу с учетом плачевного состояния отношений между путинской Россией и Западом.
Соединенные Штаты, положившие в основу своей новой и более напористой оборонной стратегии сдерживание России и Китая, в апреле должны опубликовать обзор противоракетной обороны. Многие полагают, что США удалят из своей концепции положение о том, что система ПРО должна носить лишь «ограниченный» характер.
Тем не менее, министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон (Gavin Williamson) в четверг обвинил Путина в нагнетании агрессивной риторики, заявив: «Россия выбрала путь эскалации и провокаций. Мы не хотим в этом участвовать».
Некоторые эксперты утверждают, что столь агрессивный подход Путина к ядерному оружию объясняется отчасти тем, что в последние годы российские планы военных расходов серьезно тормозятся замедлением темпов экономики страны.
Налицо полный разворот позиций после холодной войны, когда Советы имели преимущество, а НАТО сдерживала российскую угрозу в Европе своим более мощным ядерным потенциалом. Теперь Россия существенно отстает от Североатлантического альянса в плане неядерного военного потенциала.
Но сегодня Северная Корея все ближе к созданию ракеты в ядерном снаряжении, которая может поразить США, да и сделка с Ираном о нераспространении ядерного оружия тоже может развалиться. В этих условиях борцы с ядерным распространением убеждены в том, что мир движется к новой и очень опасной ядерной эпохе.
Исполнительный директор Международной кампании за запрещение ядерного оружия (International Campaign to Abolish Nuclear Weapons) Беатрис Фин (Beatrice Fihn) сказала в этой связи: «Мы вступили в новую гонку вооружений, которая угрожает террором холодной войны и создает атмосферу страха перед мгновенной смертью в любой момент».
В подготовке статьи приняла участие Катрина Мэнсон (Katrina Manson).