Ровно год остается до выхода Великобритании из Евросоюза, однако большинство технических вопросов остается нерешенным. Одна из самых болезненных и потенциально опасных проблем — организация таможенной границы между Великобританией и ЕС.
Евросоюз — крупнейший торговый партнер Соединенного Королевства: в 2016 году британский экспорт в ЕС составил 175 миллиардов евро, импорт из Евросоюза превысил 291 миллиард евро (в том числе на сумму в 85,9 миллиардов евро — из Германии). Основная часть грузопотока переправляется паромами через Ла-Манш (порты Кале во Франции и Дувр в Англии), а также по подводному Евротоннелю.
С 1993 года внутри Евросоюза был отменен таможенный контроль, грузы перемещаются беспрепяственно. В настоящее время через британский порт Дувр (паромную переправу) бесконтрольно проходят 2,6 миллиаона фур в год, и еще 1,6 миллион — через Евротоннель в соседнем Фолкстоне. С введением таможенных барьеров все резко изменится. Сегодняшний Дувр совершенно не приспособлен к таможенной обработке грузов: старые пропускные пункты демонтированы, нет парковок и складских помещений.
Для организации современной таможенной службы необходимо вложить сотни миллионов, а вероятно и миллиарды фунтов. Но британское правительство и лично премьер-министр Тереза Мэй пока не представили никакого плана по организации таможенной границы. Многие предприятия Великобритании опасаются, что поставки будут задерживаться, что приведет к колоссальным потерям. Менеджеры открыто говорят, что это отбросит ситуацию назад в 70-е годы прошлого века.
В случае «жесткого» Брексита придется нанять тысячи таможенников — как в Великобритании, так и на континенте. Некоторые страны уже работают в этом направлении, но Великобритания не входит в их число. Министр финансов Филип Хаммонд заявил, что будет ждать окончательного результата переговоров с ЕС, прежде чем разблокировать средства на оборудование границ. Британское правительство предусмотрело на эти цели 250 миллионов фунтов, однако реальная сумма может оказаться значительно выше. Кроме того, Великобритания должна будет принять на службу до 5 тысяч человек (таможенников, пограничников, специалистов санитарно-эпидемиологических служб и т. д.)
Тем временем страны ЕС уже готовятся к предстоящему таможенному режиму. Правительство Нидерландов намерено нанять около тысячи новых таможенников и санитарных инспекторов в преддверии Брексита, поскольку, по его мнению, на границах ЕС с Великобританией может произойти «подлинная катастрофа». Франция также будет рекрутировать сотни дополнительных таможенных работников, в расширение порта Кале будет вложено 700 миллионов евро.
В докладе французского сената говорится, что с 2019 года будут восстановлены все формальные контроли за передвижением товаров и пассажиров на национальных таможнях. При этом отмечается, что именно на Францию приходится 85% грузопотока в направлении Великобритании. Оборудование таможен будет включать новые терминалы, сканеры, дроны для контроля за фурами и паромами, а также подготовку собак-ищеек. Все эти меры пока не касаются границы между Северной Ирландией и Ирландской республикой — в соответствии с предварительным соглашением между Великобританией и ЕС.
Непонятная ситуация складывается в английском Дувре — в 34 километрах от Кале. Сейчас там нет таможни. Через порт Дувра проходит 17% британского импорта и экспорта — автокомплектующие, медикаменты, продовольствие и т. д. Пока что погрузка фуры на паром занимает две минуты, но если появится таможенный контроль, то автомобильная пробка может растянуться вплоть до Лондона. Любая задержка товарного потока вследствие таможенных контролей будет иметь катастрофические последствия, потери могут исчисляться в миллиардных суммах.
Примечательно, что 62% жителей Дувра высказались за Брексит, хотя сами пострадают от него в первую очередь. Англичан больше всего напугали попытки нелегальных мигрантов из Азии и Африки перебраться на их берег из французского Кале, где в последние годы чудовищно разросся беженский лагерь «Джунгли».
Главный управляющий портом Кале Жан-Марк Пюиссесо направил письмо Терезе Мэй и главному французскому переговорщику по Брекситу Мишелю Барнье, в котором написал, что с французской стороны пробки могут растянуться на 30 миль во всех направлениях, что приведет к перебоям с поставками продовольствия в Великобританию.
Брексит, считает Пюиссесо, отбросит ситуацию на сто лет назад и превратит Великобританию в страну «третьего мира» по отношению к ЕС. В данное время 70% импортного продовольствия поступает в Великобританию из стран Евросоюза. Даже если эта доля снизится до 50%, поставки должны поступать беспрепятственно, иначе продовольствие будет портиться. С аналогичным предупреждением выступил глава региона О-де-Франс (в который входит порт Кале) Ксавье Бернар. По его словам, политики не осознают драматизма ситуации, которая будет в десять раз сложнее, чем на ирландской границе.
Сейчас на пиковой нагрузке порты в Кале и Дувре пропускают до 300 фур в час, и любые задержки приведут к гигантским пробкам.
О своей озабоченности уже заявили крупные компании — «Марс», (Mars), «ДХЛ» (DHL) и «Эрбас» (Airbus). Авиастроители пригрозили, что закроют британские отделения, если не получат в ближайшее время четкую информацию по пограничному и таможенному режиму. «Эрбас» собирает крылья в Великобритании, и комплектующие трижды пересекают Ла-Манш в обоих направлениях.
На британских заводах «Эрбас» занято 15 тысяч человек, ежегодная стоимость производства здесь достигает 5 миллиардов фунтов, и даже трехчасовая задержка на границе будет для компании критической. Аналогичная ситуация складывается с автомобилем Mini, который «БМВ» (BMW) производит на своем заводе в Оксфорде. Комплектующие в ходе производства три раза пересекают Ла-Манш, и выход из таможенного союза будет означать разрыв логистической цепочки.
В Лондоне избрали тактику выжидания, так как все еще надеются заключить с ЕС выгодное таможенное соглашение, при этом не принимая на себя особых обязательств. Но если руководство Консервативной партии тянет с соответствующими решениями, лейбористы наконец определились. В конце февраля глава партии Джереми Корбин потребовал сохранить Великобританию в таможенном союзе с ЕС после Брексита, поскольку это позволит обеспечить беспрепятственное движение товаров (но не услуг) и избежать дополнительных проблем на границе с Северной Ирландией.
Таким образом, Корбин присоединился к сторонникам «мягкого Брексита», что теоретически в союзе с небольшой группой консерваторов позволит противодействовать в парламенте разрушительной политике Терезы Мэй и ее окружения. Джереми Корбин хочет остаться в таможенном союзе, но не входить в общий рынок, основанный на свободной циркуляции рабочей силы, капиталов и услуг. Он признает, что 44% британского экспорта и 50% импорта связаны со странами ЕС, поэтому любое введение таможенного контроля будет означать для Великобритании экономический шок.
Времени остается мало: выход Великобритании из ЕС намечен на 29 марта 2019 года, а переходный период продлится до конца 2020 года.
Корбина поддерживают представители деловых кругов, но резко критикуют националистически настроенные консерваторы. Пока что Тереза Мэй и ее окружение настроены на выход из таможенного союза с ЕС, поскольку это вписывается в концепцию Global Britain и позволит заключать двусторонние торговые соглашения с США, Китаем, Индией и другими странами мира. Экономисты сильно сомневаются, что двусторонние соглашения cмогут компенсировать потерю европейского рынка.