Москва (Aftenposten): Половине россиян сейчас кажется, что они уже не в состоянии отличить правду ото лжи на российских телеканалах.
«Сегодня у нас (в программе) невероятные разоблачения», — заявил ведущий российской телепрограммы «Пусть говорят» на Первом канале вечером во вторник.
В течение следующего часа российским телезрителям был представлен целый ряд «фактов», касающихся убийства критика Путина Александра Литвиненко и попытки отравления Сергея Скрипаля и его дочери в Великобритании:
• «Британцы сделали это сами, чтобы навредить России, ослабить Путина накануне президентских выборов и увести дебаты о Брексите в другое русло».
• «Англия использовала это для того, чтобы самой провести Чемпионат мира по футболу».
• Швеция также была названа российскими властями возможным «козлом отпущения», хотя более позднее заявление носило более умеренный характер: речь шла лишь о «комментарии», а не об обвинении.
Телеканал регулярно смотрят 106 миллионов россиян.
Пропагандистский телевечер на крупнейшем в России, управляемом Кремлем телеканале, только начался.
В момент кульминации вечера зал взорвался аплодисментами:
На сцену выводят Вальтера Литвиненко, отца критика Путина Александра Литвиненко, умершего в 2006 году после того, как ему подали чашку зеленого чая с радиоактивным полонием-210 в ресторане одной из гостиниц Лондона.
В 2006-2012 годах отец (Литвиненко) говорил, что он не сомневается в том, что за убийством сына стояли Путин и российские спецслужбы.
Но российский телеканал заставил отца изменить свои объяснения и возложить вину на ближайшего помощника убитого сына.
Рядом (с отцом Литвиненко) в телестудии сидит какой-то мужчина и улыбается.
Это депутат Госдумы Андрей Луговой — человек, который, по данным британского судебного расследования, убил сына Вальтера Литвиненко и оставил после себя следы использования полония-210 как до, так и после убийства.
Как Кремль влияет на российских телезрителей
Телевизионное шоу — лишь один из очень многих примеров того, как осуществляется контроль Кремля над СМИ:
«Подавляющее большинство, если не все участники, поддерживают в программе дебатов версию Кремля», — говорит знаток России и специалист по СМИ Ричард Бэруг (Richard Bærug), который на этой неделе выпустил книгу «Путинская пресса» (Putins presse), о том, как Кремль контролирует СМИ.
«Прокремлевские высказывания встречают аплодисментами, программа буквально перенасыщена теориями заговора. Многие, конечно же, верят основной идее, которую людям вдалбливают в головы», — говорит Бэруг.
Уже невозможно отделить правду от лжи
Цифры, приводимые независимым институтом изучения общественного мнения «Левада-центр», говорят о том, что 46% россиян сами признают, что уже не могут отличить правду ото лжи.
Кроме того, половина опрошенных считает, что населению вовсе нет необходимости знать истину:
«Это может указывать на то, что государственная монополия на СМИ смогла лишить почти половину населения желания знать правду», — говорит Бэруг.
«В мире, в котором идеалы рухнули, уступив место мешанине и хаосу, президент в России пользуется — может быть, именно поэтому — всеобщим доверием».
Бэруг указывает, что, хотя это и обеспечивает Путину колоссальную поддержку, в международном плане Россия платит за такое доверие высокую цену.
«Подобное тотальное недоверие означает, что, говорит кремлевское руководство правду или нет, все равно возникает подозрение, что это ложь».
Распространенные в России мифы
Сегодняшняя позиция россиян показывает, что многие теории заговора и ложь воспринимаются как реальность:
• Большое количество россиян думают, что Украиной правит «Правый сектор» (правоэкстремистская организация, запрещена в РФ — прим. ред.), хотя на президентских выборах на Украине после Майдана партия получила всего лишь 0,7% голосов.
• Многие россияне убеждены в том, что на Украине никогда не было российских солдат, хотя сотни этих солдат вернулись домой в гробах или были взяты в плен на фронте в Донбассе.
• Контролируемые Кремлем СМИ также изменили точку зрения россиян и на всемогущую службу безопасности ФСБ, и на диктатора Иосифа Сталина, к которому все больше россиян относятся положительно.
Норвегия в качестве «ада на земле»
Книга «Путинская пресса» показывает также, что российская пропаганда не обошла вниманием и Норвегию.
Одна из тех, кто чаще всего высказывался по российским телеканалам, начиная с 2011 года, — русская женщина, проигравшая дело об опеке над ребенком в тяжбе со своим норвежским мужем.
В России она выступает как «эксперт по Норвегии»:
• «Норвегия — одна из самых извращенных стран в мире», примитивная страна, которая в 1960-е годы находилась «на уровне африканских стран», и у которой 100 лет назад даже не было собственного алфавита, говорила «эксперт по Норвегии» в одном из своих многочисленных интервью.
• «В Норвегии секс между братьями и сестрами — норма. Там инцест — дело совершенно обычное», — вот одно из ее высказываний по российскому телевидению.
• Российские телезрители услышали — и это не было опровергнуто — что «норвежские дети нередко больны, страдают синдромом Дауна и генетическими заболеваниями по причине частых сексуальных контактов между близкими родственниками. Поэтому большинство детей в Норвегии являются инвалидами».
По словам «эксперта по Норвегии», это приводит к тому, что норвежская «Барневернет» (служба опеки — прим. ред.) отнимает столько русских детей, сколько может.
«У иностранцев, в основном, рождаются здоровые дети, потому что у них нет таких традиций инцеста, которые распространены в Норвегии», — говорилось в программе российского православного телевидения.
От российского телевидения можно ожидать большего
Анализ СМИ, проведенный Бэругом, показывает, что только в 2011-2015 годах пресловутая «эксперт по Норвегии» поучаствовала в трех крупнейших российских новостных программах на Первом канале, в «Вестях» и на канале НТВ минимум 60 раз.
Весной ее истории о Скандинавии получили продолжение в мини-сериале «Сын» на крупнейшем в России Первом канале. В сериале речь идет о том, как Запад похищает русских детей.
По словам «Российской газеты», официального органа правительства России, фильм основан на том, что русской женщине довелось пережить в Норвегии. Она была консультантом создателей фильма.