Трагедия в Кемерово не только обнажила, если использовать эвфемизм, недостатки в управлении крупным торговым объектом, но и приковала внимание к кемеровскому губернатору Аману Тулееву, который занимает этот пост с 1997 года. Оказалось, что тяжелобольной губернатор уже не может справляться с кризисными ситуациями и допустил ряд судьбоносных ошибок в общении с народом (извинение «наверх» Путину, отсутствие на пожаре, обвинения в адрес граждан, собравшихся на траурный митинг чуть ли не в подготовке государственного переворота). Однако Кремль, судя по всему, не хотел становиться «карающей дланью» и с отставкой Тулеева медлил.
Кремль отказался комментировать вопрос о его отставке, ссылаясь на то, что заранее никогда не комментирует кадровые изменения, а лишь информирует о них СМИ и общественность. Владимир Путин пообещал кадровые изменения, но по результатам расследования трагедии, что в политическом отношении грозило (временным) забвением этой истории. Вообще ожидалось, что Тулеев подаст в отставку, и, наконец, именно это и произошло через неделю после трагедии в торговом центре. Путин немедленно принял отставку губернатора.
С весны 2017 года 73-летний Аман Тулеев тяжело болеет, и во время его неожиданной встречи в Кемерово с Владимиром Путиным этого нельзя было не заметить.
Вторая и намного более очевидная причина, по которой с отставкой губернатора пришлось ждать целую неделю, связана с желанием Путина действовать независимо. Его промедление также было явно реакцией на то, что во время первого эмоционального всплеска, вызванного трагедией, граждане потребовали отправить Тулеева в отставку. Если бы Владимир Путин отреагировал немедленно, то могло бы сложиться впечатление, что он потерял лицо. Пойдя на поспешный шаг, Путин дал бы понять, что давление снизу и протесты, пусть даже в специфической ситуации, приносят результат. Кремлевская позиция в нынешних условиях основана на идее о том, что протесты — это Альтер-эго революции (цветной и любой другой). А она положит конец современной стабильности.
Отставка Тулеева стала выходом из ситуации. Тулеев признался, что его решение связано с трагическим пожаром, и что только в отставке он видит единственно правильное решение. Но стоит дополнить, что оттягивание отставки свидетельствует о том, что это был вынужденный шаг. Кроме того, как сообщили российские СМИ, отставка как раз совпала с очередным приездом главы Следственного комитета Александра Бастрыкина в Кемерово.
Нежелание Путина принимать решение немедленно, исходя из требований граждан и под давлением СМИ, хорошо вписывается в его стиль управления: президент всегда действует независимо, а политическую ответственность за отставку Тулееву пришлось взять на себя.
Весьма примечательно и то, что временно управлять регионом будет прежний заместитель Тулеева Сергей Цивилев. Это указывает на желание сохранить в управлении региона определенную преемственность и не делать ставку на технократического «варяга», то есть молодого технократа из другого региона. Еще более примечателен выбор времени для нового антикоррупционного закона, проект которого недавно представил президент. Тем самым он подтвердил, что к кемеровской трагедии привели не исключительные, а системные проблемы.