Бывший руководитель польского Агентства разведки анализирует шаги, которые предпринимает Москва для расширения своей сферы влияния и наступательной внешней политики, тесно взаимосвязанной с политикой внутренней.
Последние недели изобиловали событиями, демонстрировавшими агрессивный и экспансионистский характер внешней политики путинской России. Тревожные сообщения американских и британских спецслужб о российском наступлении в киберпространстве; воинственные высказывания представителей российского руководства на тему ракетного удара США, Франции и Великобритании по объектам в Сирии, последовавшего за химической атакой режима Асада; попытка отравления бывшего офицера ГРУ при помощи вещества, произведенного в российских лабораториях; последовательное налаживание контактов с Турцией и Ираном — все это указывает на то, что избранный недавно на свой очередной срок президент России не собирается отказываться от наступательной политики, нацеленной на активное изменение мировой архитектуры в соответствии с интересами своей империи.
Следует, однако, учитывать, что в первую очередь эта необычная многоаспектная активность связана с внутрироссийской ситуацией. В своих действиях Путин (в том числе на международной арене) руководствуется главным образом стремлением сохранить стабильность режима, обеспечив себе поддержку непосредственного политического окружения и высокий уровень популярности среди россиян. Эта стратегическая цель определяет его текущие и часто меняющиеся в зависимости от потребностей цели на тактическом и оперативном уровне, а также выбор методов и средств.
В движении к основной стратегической цели Россию не связывают никакие формальные ограничения в виде, например, стратегических планов, поэтому она может гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства и безжалостно пользоваться открывающимися возможностями, в особенности ошибками своих противников или их слабостями. Действия Москвы на международной арене часто называют непредсказуемыми, но на самом деле намерения и методы действий гибридного российского государства, которое создал Путин, довольно прозрачны. Они легко поддаются расшифровке, если отказаться от того подхода, при помощи которого мы описываем и интерпретируем действия Запада.
Наблюдая за последними событиями с участием России, которые можно назвать нарастающей конфронтацией с Западом, следует учитывать, что Кремль проводит операцию по консолидации власти Путина во время его последнего президентского срока, а также поиску формулы и инструментов, которые позволят лагерю действующего лидера сохранить власть. Это означает, что в ближайшие годы следует ожидать роста напряженности и обострения конфронтационного курса в отношениях с Западом. Такая твердая и решительная политика в его отношении нравится россиянам, она позволяет им думать, что их государство выступает на международной арене сильным и активным игроком.
В прошлом агрессивная политика (например, захват Крыма в 2014 году) позволяла Путину повышать свой рейтинг. Значит, в ближайшее время Россия в своей внешнеполитической активности продолжит ориентироваться на создание имиджа глобального игрока и державы, которая диктует условия Западу, боящегося ее демонической силы и невероятной эффективности. Важным фактором, служащим консолидации общества вокруг путинского режима, выступают усиливающиеся (и умело подпитываемые) антизападные настроения, которые нарастают когда западные власти, политики и СМИ выдвигают обвинения, говоря, что Москва провоцирует конфликты на международной арене.
Разведывательный потенциал современной России не ограничивается традиционными спецслужбами, благодаря этому она может воздействовать на разные сферы, формально находящиеся вне сферы их компетенции. Службы безопасности и разведки — это лишь часть большого организма, работающего на Кремль и играющего важную институциональную роль. В эту структуру входят крупные энергетические концерны, государственные (в том числе дипломатические) органы, СМИ, аналитические центры, консалтинговые и технологические компании, преступные группировки (мафия) и целый ряд других разнообразных сил в стране и во всем мире, обладающих способностью воздействовать на страны Запада и их жителей.
Этот необычный конгломерат разных организаций служит необычайно эффективным разведывательным аппаратом, который позволяет Путину перехватывать и удерживать инициативу, а также контролировать процессы и регионы, которые кажутся важными россиянам и имеют большое значение для интересов России. Этот гибридный аппарат ничуть не напоминает те структуры, которые существуют в демократических государствах, а поэтому так сложно установить, кто стоит за теми или иными враждебными действиями, направленными против стран Запада, даже если понятно, что их вдохновителем выступает Москва. Сферой, в которой этот аппарат действует особенно активно и эффективно, стало в последние годы информационное и цифровое пространство.
Согласованные действия государственных и негосударственных субъектов (в том числе преступных группировок) позволили России обзавестись в западном мире форпостами, дающими доступ к критической инфраструктуре крупнейших государств и позволяющими проникнуть в их ключевые информационные (в том числе секретные) системы и базы данных о гражданах, а также влиять на настроения и эмоции в разных странах или политические решения, которые там принимаются.
Информационное и цифровое оружие становится в руках россиян очень эффективным инструментом, использующимся для того, чтобы добиться главной цели — разбить единство Запада и обрести власть над Европой, а в особенности ее центральной и восточной частью. Россия, с одной стороны, старается напугать нас угрозой войны, а с другой — ослабить оборонный потенциал западных союзов. Для этого она предпринимает разнообразные шаги, служащие провоцированию внутренних конфликтов, ослаблению традиционных связей и союзов, сохранению в различных регионах мира конфликтных ситуаций (которые приковывают к себе внимание общественности и требуют привлечения ресурсов), а также поддержке государств, находящихся в конфликте с США и их союзниками. Ослабляя Запад и втягивая его во внутренние и международные конфликты, Россия, во-первых, мешает ему сопротивляться, а во-вторых, обретает влияние на процессы, представляющие с ее точки зрения особенную важность.
Благоприятным фоном для действий россиян становятся существующие объективные и нарастающие в последние годы проблемы внутри западных государств и обществ, а также ЕС и НАТО. Стратегия Москвы заключается в том, чтобы стимулировать процессы, провоцирующие эти конфликты, а также искусно использовать ошибки, которые совершают западные государства и углублять противоречия между ними. Традиционная сфера, в которой Россия мастерски и безжалостно использует расхождение позиций стран ЕС — это экономические и торговые отношения, в особенности в сфере энергоресурсов.
Агрессивная конфронтационная политика России в отношении Запада, находящая выражение, в частности, в поддержке сирийского режима, сохранении напряженности в Донбассе, формировании союзов, дестабилизирующих ситуацию на Ближнем Востоке, масштабных военных учениях у границ НАТО и так далее, представляет реальную угрозу для глобальной безопасности и увеличивает риск возникновения открытого военного противостояния в одном из взрывоопасных регионов мира. Россия балансирует на грани, инспирирует конфликты в горячих точках мира, стремясь обеспечить себе тактическое превосходство над Западом, и это может запустить неуправляемые процессы. Игра с участием Турции и Ирана, нацеленная на то, чтобы получить контроль над ситуацией на Ближнем Востоке, может, например, спровоцировать резкую реакцию Израиля или Саудовской Аравии, обеспокоенных помимо прочего симптомами смены курса политики США (Трамп говорил о выводе войск из Сирии). Дальнейшее налаживание сотрудничества между Россией и Турцией грозит вызвать в НАТО кризис, последствия которого сложно предсказать.
Не следует недооценивать также угрозы, связанные с агрессивной политикой Москвы в отношении стран Европы и ЕС. Они носят реальный характер и существуют уже давно, поскольку Россия десятилетиями выстраивала свою базу: российский разведывательный аппарат располагает огромным объемом знаний на тему европейских государств и их жителей, что дает ему колоссальные преимущества. Он прекрасно знает слабые стороны отдельных стран и сможет использовать их в момент кризиса для развала проекта объединенной Европы. Распад ЕС (а это одна из приоритетных целей России) неуклонно повлечет за собой попытку экспансионистской российской империи подчинить себе восточную часть Европы.
С польской точки зрения это один из самых опасных сценариев. Однако хуже всего был бы кризис в НАТО, а в особенности — изменение политики США в отношении нашего региона. Очевидно, что Путин стремится «выдавить» Альянс из этой части Европы и восстановить сферу влияния, существовавшую до 1990 года. На это ориентированы все его действия: попытки ослабить связи между союзниками, создать атмосферу напряженности, укрепить политические круги, выступающие против конфронтации с Россией, запугать пацифистски настроенных жителей Запада и привлечь на свою сторону целые страны и отдельных политиков, скептически относящихся к идее укрепления восточного фланга НАТО.
Именно в этом контексте следует оценивать на первый взгляд мягкую политику Путина в отношении Трампа. Хотя в заявлениях американского президента звучат антироссийские нотки, он относится к российскому лидеру с большой сердечностью и будто бы находится под его очарованием. Хозяин Кремля наверняка постарается использовать эту слабость своего коллеги, а также другие его склонности и предрассудки, чтобы переориентировать политику США в нашем регионе. Этот сценарий выглядит не слишком реалистичным, однако, его следует учитывать и продумывать альтернативные решения на случай, если события будут развиваться таким образом.
Запад долгое время не понимал природы путинской России, сути, методов и целей той деятельности, которую она ведет на международной арене, и принимал за чистую монету игру, которую с ним вел Путин. Переломными моментами стало вторжение в Крым и неожиданное подключение российских сил к сирийскому конфликту. Однако окончательно Запад проснулся и решился провести согласованную акцию, выдворив 150 российских дипломатов из 20 стран, лишь после покушения на бывшего сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля. Эта беспрецедентная акция, а также ракетный удар сил США, Франции и Великобритании по объектам в Сирии, ставший ответом на применение Асадом химического оружия, внушает определенный оптимизм. Одновременно остается ряд факторов, которые заставляют задуматься, справится ли Запад с проблемами, возникающими из-за агрессивной политики России. К числу этих факторов относится, например, неоднозначная и непоследовательная позиция Трампа не только в отношении Кремля, но также ближневосточного конфликта, Китая и Северной Кореи. Существует серьезная опасность, что если Вашингтон увеличит свою активность в Азии, Россия получит поле для маневра на Ближнем Востоке и в Европе. Источником тревоги остается также Брексит, неизбежная в его контексте реформа ЕС, а также пророссийская позиция некоторых членов европейского сообщества: Италии, Греции и некоторых государств нашего региона.
Экспансионистская и агрессивная внешняя политика Кремля создает ряд очень серьезных угроз и выступает существенным фактором риска для мировой стабильности, однако, решение задачи по сдерживанию и нейтрализации ее негативного влияния на безопасность (прежде всего в Европе) отнюдь не выходит за рамки возможностей Запада. Он превосходит Россию по силам во многих сферах, прежде всего в экономической и военной. Однако западным странам нужно проснуться, осознать суть, природу и цели внешней политики Москвы, а также согласовать действия, направленные на сдерживание и нейтрализацию ее действий. Необходимое условие — это тесное сотрудничество в рамках ЕС и НАТО в самых разных областях, которое позволит создать совместные инициативы и продемонстрировать наше единство и решимость в достижении цели, каковой является обеспечение безопасности (хорошим примером здесь служит совместная акция по массовому выдворению российских дипломатов).
Необходимо претворять в жизнь планы по наращиванию оборонительного потенциала НАТО и его присутствию на восточном фланге, а также проводить модернизацию вооружений союзнических армий, служащих инструментом сдерживания. Кроме того, на уровне отдельных стран, а также ЕС и НАТО следует создать механизмы эффективного противодействия кибератакам и операциям в информационной сфере. Они будут работать, только если страны-члены эти организаций смогут вести тесное сотрудничество, основанное на доверии.
И последнее, но не менее важное: ответом на агрессивные акции российского разведывательного аппарата должно стать серьезное укрепление разведывательного и контрразведывательного потенциала европейских стран с упором на тщательный мониторинг ситуации и решительное пресечение активности той сети, которую Москва использует для действий, направленных на подрыв безопасности и стабильности в мире. Неизбежным видится в этом контексте создание механизмов и структур углубленного взаимодействия спецслужб стран ЕС. Отталкиваясь от опыта недавней реформы разведывательной системы НАТО (произведенной благодаря решениям, принятым на варшавском саммите в 2016 году), следует вернуться к концепции так называемого европейского разведывательного агентства, начав с формирования механизмов и структур, которые совместно займутся российским направлением.