Имиджевый успех хозяина Кремля и его режима — это основная политическая цель чемпионата, который устраивает Россия. Главная экономическая цель — обеспечить многомиллионными контрактами компании, принадлежащие друзьям президента. То есть, все примерно так же, как с Олимпиадой в Сочи. Разница только в том, что там речь шла о гораздо более крупных суммах: бюджет Игр составлял 50 миллиардов долларов, а ЧМ — «всего лишь» 14 миллиардов. Хотя, как отметил ответственный за подготовку к турниру вице-премьер Аркадий Дворкович, — это 1% российского ВВП. «Без чемпионата мира у нас не было бы экономического роста», — заявил он (в 2017 году ВВП России вырос на 1,5%). Правительство рассчитывает, что инвестиции (в особенности в спортивную, транспортную и туристическую инфраструктуру) принесут в следующие годы миллиардные прибыли.
Власть предпочитает обсуждать финансовые вопросы, поскольку в политическом и медийном плане дела обстоят не совсем благополучно. После покушения на Скрипалей снова начались разговоры о бойкоте чемпионата, и хотя понятно, что ни одна страна не позволит себе отказаться от участия в настолько популярном глобальном мероприятии, многие влиятельные гости, чье присутствие можно было бы использовать в пропагандистских целях, в Россию наверняка не приедут. У Кремля есть основания для опасений, что в этом плане ЧМ станет провинциальным мероприятием. Кроме того, ему не приходится рассчитывать на то, что западные СМИ будут описывать события в России в положительном ключе. При этом существуют и другие проблемы. Они связаны с обеспечением безопасности турнира, который пройдет с 14 июня по 15 июля в 11 городах по всей стране, некоторые из которых отделяют друг от друга тысячи километров.
Исламисты
Самой серьезной угрозой для безопасности могут стать джихадисты, состоявшие в рядах ИГИЛ (запрещенная в РФ организация — прим. ред.) или вдохновленные его идеологией. С тех пор, как Россия вступила в сирийскую войну на стороне Асада, риск осуществления терактов значительно вырос. Речь идет даже не о мести «Исламского государства», ведь россияне воюют в основном не с ним, а об угрозе, которую начали обсуждать уже в 2014 — 2015 годах, то есть о тысячах молодых мужчин-мусульман, отправившихся из России, с Кавказа и из Средней Азии в Сирию совершать джихад.
Самые катастрофические последствия будут иметь теракты на стадионах, на тренировочных базах или в других местах, связанных непосредственно с турниром. Именно на таких объектах сосредоточат все свое внимание спецслужбы. Если аппарат безопасности будет занят самим чемпионатом, исламским террористам станет легче нанести удар по другой точке, например, подложить бомбу в поезд, в самолет, совершающий какой-нибудь региональный рейс, или заминировать торговый центр. Конечно, самый большой резонанс вызвал бы теракт в Москве, например, в метро.
«Исламское государство» уже пригрозило России атаками во время чемпионата. В интернете появился, например, видео-ролик, герой которого держит плакат с надписью: «Россия-2018. Путин — ты безбожник. Тебе придется заплатить за смерть мусульман». В российских социальных сетях участники групп, связанных с ИГИЛ, пишут об атаках с применением химического или биологического оружия, а также дронов. Однако настолько широкими возможностями джихадисты в России не обладают, скорее, они используют для своей акции террориста-смертника. В октябре прошлого года ИГИЛ распространило пропагандистский плакат, на котором изображен официальный логотип ЧМ-2018, а под ним — бомба. Фоном служит стадион, напоминающий волгоградский объект, на первом плане стоит террорист с автоматом. Надпись гласит: «Подождите нас».
Националисты
Другая угроза связана с продолжающимся в Донбассе вооруженным конфликтом. Один из городов, в котором пройдут матчи, Ростов-на-Дону, отделяет от самопровозглашенной Донецкой народной республики меньше 80 километров. Конечно, руководство донецкого и луганского квазигосударств совершенно не заинтересовано в том, чтобы вредить своему покровителю. Однако, например, противникам нынешних лидеров (занимающим ничуть не менее пророссийскую позицию) может придти в голову мысль их скомпрометировать. Легко вообразить, что во время чемпионата они решат устроить какие-нибудь провокации, которые вызовут гнев Москвы, а в итоге приведут к перестановкам на руководящих постах: россияне накажут лидеров сепаратистов за неэффективность и неспособность контролировать собственную территорию.
Следует добавить, что из-за конфликта в Донбассе (а до этого — на Северном Кавказе) на внутренний российский рынок попало огромное количество нелегального оружия. Кроме того, появились сотни (если не тысячи) ветеранов боев в Донбассе, среди которых есть националисты, считающие, что Путин предал дело «Новороссии». Следует помнить, что у Кремля есть и такие враги. Найти желающих нанести удар по действующей власти не так сложно. У Путина всегда были опасные тайные противники, например, в армии или в ГРУ, а сейчас появились новые недовольные. Санкции и конфликт с Западом мешают им вести бизнес на мировых площадках, а также тратить деньги и проводить время в роскоши за пределами России. При этом рейтинг популярности Путина снижается. Сложно найти более подходящий момент, чтобы нанести по нему удар или унизить и ослабить еще сильнее.
Националистические взгляды популярны в среде российских футбольных фанатов, прославившихся битвой на улицах Марселя во время чемпионата Европы 2016 года. Сейчас эти люди вселяют страх в любителей футбола почти во всех европейских странах. Особенно рискуют английские болельщики. Речь идет не только о возникшей в последнее время напряженности в отношениях между Москвой и Лондоном после покушения на Скрипалей и эффектах беспрецедентной антибританской кампании, развернутой российскими СМИ (там появились даже «исторические» статьи, в которых доказывалось, что англичане отравили Ивана Грозного…). Александр Шпрыгин, глава Всероссийского объединения болельщиков (одной из самых агрессивных группировок, участвовавшей в беспорядках во Франции), заявил, что «стычки» с европейскими болельщиками во время чемпионата вполне возможны.
Российские фанаты предупреждают в сети «Вконтакте», что англичане, которые приедут на турнир в Россию, рискуют жизнью. Конечно, угрозы, связанные с террористами и с хулиганами — это не одно и то же. Фанатскую среду полностью контролируют спецслужбы, и от их решения зависит, будет ли она использована во время чемпионата, а если да, то как. Фанаты наверняка не станут угрозой для турнира как такового, однако, их можно превратить в удобное орудие для проведения каких-нибудь провокаций, например, против англичан или поляков.