Когда на второй день фестиваля показывают настолько неполноценное кино, как «Лето» (Россия) и «Судный день» («Yomeddine», Египет), всякое представление о благородном соревновании быстро испаряется. Предполагается, что вначале показывают самый интересный материал, чтобы к первым выходным — самому напряженному времени — всеобщий интерес был уже подогрет. Но если то, что я увидел, — самый интересный материал фестиваля, то все очень плохо.
«Лето» Кирилла Серебрянникова воссоздает рок-эпоху СССР 1980-х годов в Ленинграде. В центре — группа «Зоопарк». Сбивчивое повествование концентрируется на фигуре ее лидера, Майка Науменко (Роман Билык), крутого парня в темных очках, и на фигуре его жены Наташи (Ирина Старшенбаум), а также на истории их знакомства и отношений с Виктором Цоем (Тео Ю).
Персонажи упоминают тех, кто оказал на них огромное влияние, — Sex Pistols, Velvet Underground, Дэвид Боуи, T. Rex, — однако в самой их музыке ничто на это не указывает. То, что они играют, лишено глубины и самой сути настоящего рока. Неясный по своей структуре фильм содержит уж слишком много музыкальных представлений, есть и совсем тягостные, в которых известные песни, например «Psycho Killer» или «Perfect Day», соединяются с русскими песнями.
Вместе с мальчиком-сиротой, которого зовут Обама, Бешей отправляется в путешествие на разваливающейся телеге. Его осел умирает посреди дороги, и странники продолжают путь на других транспортных средствах. В ходе просмотра фильма надо прежде всего привыкнуть к язвам главного героя (реальным, ведь актер не был загримирован). Начиная просмотр, будьте готовы к тому, что в нем будет звучать высокопарная музыка, и он полон назидания (как в фильме «Человек-слон» Дэвида Линча, где главный герой все время кричит: я человек!).
Можно предположить, что начинающий режиссер Шоуки, выходец из обеспеченной и привилегированной египетской семьи, изучавший кино в Нью-Йорке, своим фильмом попытался искупить социальную вину своего сословия. На самом же деле мотивом для жюри послужило то, что Шоуки привнес на фестиваль необходимую долю продукции третьего мира. А как же хорошее кино?