Страдания христиан на Ближнем Востоке часто используются для осуществления планов авторитарных правительств — особенно тех, которые утверждают, что ведут «войну с терроризмом».
В последние годы Башар Асад использовал такие страдания в качестве одного из способов ослабить внимание к своим злодеяниям и не допустить их расследования. Например, он посылает в Вашингтон делегации христиан-лоялистов, задача которых — донести одну простую идею: единственной причиной беспорядков в истерзанной войной стране являются мусульманские экстремисты, следовательно, это косвенно означает, что последней линией обороны для этого страдающего религиозного меньшинства является «светская» диктатура.
Такое изложение событий было удобным и хорошо продуманным. И эта риторика работала лишь из-за того, что никто не обращал внимание на ответственность режима за разрушение или уничтожение большинства церквей в Сирии, за совершаемые им аресты, пытки и убийства антиправительственных христианских активистов. И за документально подтвержденные факты его тайного сотрудничества с теми самыми джихадистами, от которых, как он теперь утверждает, он защищает беззащитных последователей евангельского учения.
Возможно, бойцы информационного фронта из «Мухабарата» (сирийской секретной службы — прим. перев.) и положили глаз на такую легкую добычу, как Тулси Габбард (Tulsi Gabbard), Дейна Рорабейкер (Dana Rohrabacher) и Себастьян Горка (Sebastian Gorka). Но на то, чтобы подвергать преследованиям наместников Христа на земле, у них никогда не хватало смелости. Похоже, что эту работу оставили бывшему КГБ.
Редакции «Дэйли Бист» стало известно, что российские власти недавно попытались обмануть Папу Франциска и вынудить его предоставить имприматур — одобрить аналогичный пропагандистский трюк, на этот раз рассчитанный на снижение градуса враждебности в российско-американских отношениях в Сирии под видом братской межконфессиональной солидарности. И когда понтифик отказался, один из отделов Русской православной церкви (РПЦ) взял это на себя и все равно одобрил это (от имени Папы).
В прошлом месяце администрация президента Владимира Путина выступила с идеей «совместного заявления» — или госзадания — с которым должны были выступить глава РПЦ патриарх Кирилл (и папа римский Франциск), призвав крупные державы на Ближнем Востоке к миру и «деэскалации».
Вот только Святой престол не поддался.
Папа римский Франциск действовал осмотрительно, опасаясь того, что на заявлении рядом с подписью патриарха Кирилла будет стоять только его подпись. Согласно секретной записке, в первоначальном документе, подготовленном ОВЦС, основной акцент был сделан на «нынешнем состоянии отношений между Россией и США» и подчеркивалась необходимость встречи между президентами Дональдом Трампом и Владимиром Путиным для урегулирования кризиса в Сирии. В качестве основополагающей предпосылки в документе упоминался предполагаемый статус Асада как защитника религиозных меньшинств.
Ватикан, как следует из записки, возразил, заявив, что он хочет, чтобы в этом участвовали «не менее пяти других патриархатов восточных церквей и местных католических церковных иерархов — особенно Архиепископ Константинопольский и Вселенский Патриарх Варфоломей I». Ватикан ясно дал понять, что без Варфоломея Франциск в этом участвовать не будет.
Дискуссии между Римом и Москвой по поводу содержания и формулировок заявления вели соответственно председатель Папского Совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох (Kurt Koch) и руководитель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион.
В соответствии с поставленной целью (попытаться получить папское благословение на то, чтобы свести к минимуму новую холодную войну или «горячий мир» между странами) Иларион, как говорят, хотел включить в текст еще и представителей американских христиан, в том числе Франклина Грэма (Franklin Graham), президента Евангелистской Ассоциации Билли Грэма. Ватикан не одобрил и эту идею.
16 апреля Вселенский Патриарх отец Варфоломей I все-таки отказался поддержать совместное заявление, а значит, Папа Франциск подписать его не мог. Это было предельно ясным обязательным условием Ватикана. Но Отдел, возглавляемый митрополитом Волоколамским Иларионом, продолжил эту работу и все равно опубликовал документ, представив его как результат плодотворной беседы патриарха РПЦ с главой Римской церкви. Это подхватили все русскоязычные СМИ. Что вызвало недовольство Ватикана.
По имеющимся сведениям, 17 апреля Кох позвонил Илариону и обвинил его в том, что тот незаконно использовал имя и слова главы Католической церкви. Говорят, что Святейший Патриарх Кирилл сейчас также возмущен действиями Илариона и пригрозил найти для РПЦ «нового министра иностранных дел».
В окончательном тексте заявления США и Россия выделены не были, однако в нем содержался призыв к «странам Организации Объединенных Наций и особенно членам Совета Безопасности… преодолеть свои разногласия и работать сообща во имя мира во всем мире». Вместе мы «призываем политических лидеров не допустить дальнейшей эскалации напряженности, избегать конфронтации и встать на путь диалога»
Источник, близкий к Ватикану, в интервью «Дэйли Бист» в общих чертах подтвердил это сообщение. Он заявил: «Это было одностороннее заявление, с которым выступила Россия, а не совместное заявление с Ватиканом, и можно на 100% быть уверенным в том, что Ватикан с ним не выступал. Обычно, если Ватикан выступает с совместным заявлением, он публикуют его в официальном бюллетене на сайте пресс-службы и в ежедневной газете „Оссерваторе Романо" (Osservatore Romano), а это заявление никогда в этих изданиях не публиковалось, что говорит о многом».
О многом говорит и то, что можно было бы представить Московский патриархат аполитичным и прокатолическим, но ни то, ни другое не соответствует действительности. С начала 2000-х годов РПЦ тесно сотрудничает с ФСБ, российской службой безопасности. Бывший Патриарх Алексий II в советские времена якобы сам был информатором КГБ.
Церковь «всегда опасалась католической экспансии», пишут Андрей Солдатов и Ирина Бороган в своей книге «Новое дворянство: Очерки истории ФСБ», вышедшей в 2010 году. Они отмечают, что в 2002 году путинская служба безопасности выдворила из России пятерых католических священников, причем некоторых из них назвали иностранными шпионами. «ФСБ помогала ей (России) защищаться от западного прозелитизма…. Церковь в ответ благословляла спецслужбы на борьбу с врагами государства».
В черные ризы православия Путин облачил и свою новую государственную идеологию мессианского национализма, а сам предстал в главной роли Мессии. Кирилл не только поддержал переизбрание Путина на пост президента в 2012 году, но и назвал последующую «эру» его правления «божественным чудом». Действительно, церковь в последние годы ставит свою священную печать одобрения на каждом значимом политическом решении, принятом Путиным — от вторжения в Крым и его аннексии до институционализации гомофобии и подавления «дьявольского» гражданского инакомыслия в виде панк-группы «Пусси Райот».
Из-за всего этого вышеупомянутая попытка приобщить к сотрудничеству другие христианские конфессии некоторым наблюдателям кажется особенно возмутительной. «Это была циничная уловка России, предпринятая с тем, чтобы использовать реальные страдания ближневосточных христианских меньшинств в своих интересах, чтобы поддержать их кровавого партнера Асада, — говорит Альберто Фернандес (Alberto Fernandez), бывший американский дипломат, который сейчас возглавляет Ближневосточные вещательные сети. — Это тот самый Асад, который поддержал тысячи джихадистов, отправлявшихся в Ирак убивать ближневосточных христиан, а также других иракцев и американцев».
Сэмюэл Тадрос (Samuel Tadros), старший научный сотрудник Центра свободы вероисповедания Института Хадсона, добавляет, что для проведения информационной кампании, которая проходит под предлогом обращения к чувствам Запада, используемая проблема христианских меньшинств фактически негласно пронизана антизападным самомнением: «И для Асада, и для Путина разыгрывание христианской карты выгодно по одним и тем же причинам. Используя христианских эмиссаров, оба пытаются позиционировать себя перед широкой аудиторией Запада — особенно в США и Ватикане — как единственных защитников христианства от исламистской угрозы и угроз нерелигиозного характера. Но это лишь половина их замысла.
Параллельно с позитивной пропагандой в отношении их самих ведется негативная пропаганда, направленная против Запада, его лидеров и политики. Это делается с тем, чтобы вбить клин между западными странами, а также подорвать и их решимость, и доверие к ним населения».