Иранскую ядерную сделку, в заключении которой участвовали Франция, Германия и Британия, называли успехом многосторонней дипломатии европейского образца, и поэтому выход президента Трампа из этого соглашения вызвал шок в странах Европы.
Канцлер Германии Ангела Меркель второй раз за этот год заявила, что Европа больше не может рассчитывать на защиту США. Председатель Европейского совета Дональд Туск написал в твиттере: «Глядя на последние решения @realDonaldTrump, можно подумать: с такими друзьями и враги не нужны». Некоторые комментаторы даже поспешили объявить о кончине трансатлантического альянса.
Кризис налицо, с этим не поспоришь, но он происходит не в сфере дипломатических отношений. Это кризис европейской слабости. В мире, определяющей характеристикой которого все чаще становится соперничество великих держав, Европе сегодня трудно отстаивать свою излюбленную модель многостороннего принятия решений и дипломатии мягкой силы. Когда Трамп решил отказаться от сделки с Ираном, он рассчитывал на других американских союзников: Израиль, Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты.
Пренебрежительное отношение Трампа к Европе — это продолжение общей тенденции в американской внешней политике. Президент Обама пришел к власти с твердым намерением совершить поворот в сторону Азии. Его администрация в 2009 году отказалась от размещения систем противоракетной обороны в Польше и Чехии, а в 2012 году вывела из Европы две бригады сухопутных войск. По состоянию на 2016 год на континенте размещалось 62 тысячи американских военнослужащих. В конце холодной войны их там было 300 тысяч.
Когда Трамп призывает богатые страны Европы вкладывать средства в коллективную оборону, дипломатический истэблишмент практически падает в обморок. Но Обама говорил о том же самом, заявив как-то: «Халявщики меня раздражают».
При Обаме европейские лидеры точно так же были недовольны тем, что Белый дом, принимая решения, не обращает на них внимания, скажем, когда он формировал и пересматривал свою политику по Афганистану. По такому вопросу, как Сирия, и даже во время переговоров по Ирану, которые были начаты по секретным каналам в Омане, Обама ставил во главу угла интересы Америки в своем их понимании.
Но Соединенные Штаты по-прежнему несут основную часть бремени по обороне Европы. Европейская инициатива по сдерживанию (European Deterrence Initiative), предусматривающая размещение войск НАТО в Восточной Европе, в 2018 году была подкреплена решением администрации Трампа выделить на нее 4,8 миллиарда долларов. Ожидается, что в 2019 году сумма американского финансирования увеличится до 6,5 миллиарда долларов.
В апреле Украина получила противотанковые комплексы «Джавелин» для защиты своей территории от российского военного вторжения в Донбассе. Пентагон дополнительно запросил 200 миллионов долларов на оказание помощи украинской армии. Тем временем, администрация ослабила некоторые санкции против Москвы в ответ на жалобы со стороны Франции и Германии, которые поддерживают существенные деловые связи с Россией.
Меркель может говорить о своих сомнения в надежности США, но Германия не проявляет никакого желания брать на себя роль защитницы Европы. Утечки информации из немецкого Министерства обороны показали, что оно сможет отправить на восточный фланг НАТО всего 9 танков из 44 обещанных. Германия заявляет, что к 2025 году увеличит свои оборонные расходы до полутора процентов от ВВП. Но это все равно меньше тех двух процентов, которые предусмотрены ее обязательствами перед НАТО. Более того, значительная часть дополнительных средств пойдет на выплату пенсий военным.
Если Европа хочет укрепить трансатлантическое партнерство на длительную перспективу, ей необходимо тратить деньги на оборону и безопасность. А раздраженные твиты ей вряд ли помогут.
Алина Полякова — научный сотрудник Института Брукингса (Brookings Institution).
Бенджамин Хаддад — научный сотрудник Хадсоновского института (Hudson Institute).
***
Комментарии читателей
Paul Manner
ВВП ЕС более 16 триллионов долларов, а у США он 18 триллионов. Европейцы вполне могут платить за себя. Давно пора.
James Petkas
Интересно, когда я смотрю, как западные войска в Сирии уничтожают ИГИЛ (запрещенная в России организация — прим. ред), я не вижу там никаких европейцев. Хотя они больше всех прочих выигрывают от наших усилий. И поэтому, пока дела обстоят таким образом, простите меня, но мне наплевать, что они думают.
Alan Sewell
Мы не должны тратить ни цента на оборону Европы. У них нет врагов, кроме мусульманских террористов, которых они по собственной воле пустили к себе на континент. Они могут притворяться, что Россия их враг, но они хотят как можно больше заниматься с ней бизнесом. Они взбесились, когда мы ввели санкции против России и Ирана, потому что из-за этого сократились прибыли их компаний. Поэтому пусть сами себя защищают.
Richard Tauchar
Не только это. Немцы и прочие десятилетиями протестовали против американского присутствия, крича «янки, гоу хоум». Что ж, мы уходим.
Octavio Lima
Европе не нужен президент Трамп, чтобы проснуться. Ее уже разбудила путинская агрессия. Это медленный процесс, но мы уже видим, как эти страны увеличивают военные расходы и модернизируют свои армии. Франция в этом отношении несет основную нагрузку, за ней следует Британия. Германия сближается с Францией, создавая с ней совместные военные базы. Но проблема в том, что Европа не желает предпринимать необходимые шаги для поиска средств на увеличение военных расходов. Государство всеобщего благоденствия — это священная корова для Европы. В этом главная проблема.
Munawar Karim
Немцы, как и большинство других европейцев, не считают Россию врагом. На самом деле, они считают своим врагом Америку. Если потребовать от немцев увеличить расходы на оборону, они просто сменят своего врага. Если Россия им не враг, тогда зачем тратить деньги на оборону от России? Их бывший канцлер — путинская марионетка, и теперь он работает на Путина. Немецкая интеллигенция насквозь пропиталась духом старого СССР, а сейчас там к тому же полно сочувствующих России.
Joseph Miksis
Политическое руководство Британии, Франции и Германии отлично понимает, что Дональд Трамп бездарный, банальный и необразованный популист, у которого отсутствуют черты глобального лидера. Европа останется союзницей Америки на долгие годы. Но пока отойдет в сторону, дожидаясь окончания трамповской эпохи хаоса и неразберихи.
Она снова будет на нашей стороне, когда у Америки появятся рациональные, дипломатичные, интеллигентные и умные руководители. Это произойдет после того, как Трамп, Пенс и вся их безнравственная банда покинут Белый дом. Надеюсь, ждать осталось недолго.