Европейский суд вынес историческое решение. Все страны ЕС должны признать право на жительство вступивших в брак однополых пар, даже если в стране проживания такие браки не легализованы.
Это постановление было вынесено в ответ на дело, в котором власти Румынии были обвинены в дискриминационном отношении к Адриану Коману (Adrian Coman), пожелавшему жить в своей родной стране вместе со своим американским мужем Клэрборном Робертом Хэмилтоном (Claibourn Robert Hamilton). Эта пара прожила совместно четыре года в США, а в 2010 году заключила брак в Брюсселе. Но когда они решили перебраться в Румынию, тамошние власти отказали Хэмилтону в праве на жительство.
Чиновники утверждали, что поскольку Хэмилтона в Румынии нельзя назвать мужем гражданина ЕС, он не имеет права работать в этой стране и пользоваться там услугами здравоохранения. Пара оспорила это решение в румынском конституционном суде, который начал судебную баталию, продлившуюся шесть лет, после чего дело передали в Люксембург на рассмотрение Европейского суда.
Суд заявил, что поскольку термин «супруг» по сути является гендерно нейтральным, им можно обозначать однополого супруга любого гражданина ЕС. «Теперь мы можем посмотреть в глаза любому румынскому чиновнику, любому чиновнику из ЕС, и с уверенностью сказать, что наши отношения в равной степени ценны, в равной степени правомочны, и что мы можем свободно перемещаться внутри ЕС», — отметил в своем заявлении Коман.
Мы благодарны Европейскому суду, а также многим людям и организациям, которые нас поддержали, а через нас выразили поддержку другим однополым парам, оказавшимся в аналогичной ситуации. Сегодня человеческое достоинство одерживает верх». Хэмилтон в видеосообщении из Нью-Йорка добавил: «Мы на шаг приблизились к признанию нас как семьи, и я поистине в восторге».
Гомосексуализм в Румынии исключили из числа уголовно наказуемых деяний только в 2002 году, но однополые пары в этой стране до сих пор сталкиваются с проблемами юридического характера. Тем не менее, за последние два десятилетия страна быстрыми темпами принимает антидискриминационные законы. Она уравняла возраст сексуального согласия и оказывает поддержку гей-парадам.