Возобновление контактов с Европой
После выхода Соединенных Штатов из ядерного соглашения с Ираном Россию посетили многочисленные главы государств, в том числе Эммануэль Макрон и Ангела Меркель. Кремль снова, ничего не стесняясь, оказался в центре европейского внимания.
Не в негативном смысле, как не раз уже было в последние несколько лет, а в позитивном ключе, на пути к оттепели. В данный момент происходят перемены. И, безусловно, действия США стали стимулом для этого восстановления отношений европейского блока и России.
Действующая администрация президента США осуществляет эклектическую дипломатию, главная отличительная черта которой — ее односторонний характер. Америка, как представляется, готова утвердить альянс со всем Западом исключительно за счет навязывания своих условий. Страны Европы колеблются и ощущают себя в ловушке универсальной войны, в которой, как им известно, при любом раскладе они смогут лишь проиграть.
А теперь, после действий США, которые явно задели сеть европейских интересов, приходится задумываться о торговых пошлинах, а также об Иране, о НАТО и об иерусалимском вопросе, и возникает желание установить новые отношения с Москвой.
Интерес Путина
Во всей этой череде заявлений и резких шагов Владимир Путин — внимательный и заинтересованный наблюдатель. Российский президент прекрасно знает, что партнерство с Европой играет фундаментальную роль. На экономическом уровне Россия существует за счет экспорта углеводородов. А европейский рынок невероятно богат. Наложенные Брюсселем санкции наносят удар по российскому гражданскому обществу, как подчеркнул председатель Совета министров Италии Джузеппе Конте (Giuseppe Conte). И вышеозначенная односторонняя политика Трампа может пойти на пользу сближению Европы с Кремлем.
С политической точки зрения Путин в эти годы представлял собой надежную точку мировой политики. Однако бурные отношения с Европейским союзом, связанные главным образом с кризисом на Украине, не дают ему получить более широкое признание. Сегодня Путина признали, потому что невозможно не признать Россию как ключевую сверхдержаву во всех стратегических раскладах. Однако у нее нет признания лидера, на которого ориентируется Европа. Но ветер может перемениться.
Путин: «Нам нужен сильный Европейский союз»
В интервью австрийской телерадиокомпании ORF Путин выразил предельно ясную концепцию: «Для нас не существует цели поссорить страны Европейского союза. Напротив, мы заинтересованы в сплоченном и процветающем Европейском союзе, так как ЕС является нашим самым важным экономическим и торговым партнером».
Визит Путина связан с 50-й годовщиной начала экспорта российского газа в Австрию. На том же канале ORF кремлевский лидер сказал, что «традиционно Австрия является нашим верным партнером в Европе.
В последние годы наш диалог не прерывался, несмотря на трудности, и это касается как политического диалога, так и диалога в сфере безопасности и экономики».
И вот экономический профиль, интересующий все страны ЕС: «Инвестиции Австрии в Россию растут, и для нас они стали подтверждением доверия по отношению к российской экономике. Мы осуществляем широкомасштабные проекты. Благодаря нашему сотрудничеству Баумгартен стал основным центром дистрибуции газа в Европе. У нас есть множество общих интересов».
Это внятные основания для брака по расчету, имеющего при этом надежную экономическую основу. Партнерство российского энергетического колосса и богатой Европы полезно обеим сторонам. Точно так же обеим сторонам пойдет на пользу восстановление гораздо более спокойного диалога в момент, когда геополитические проблемы в мире могут не только привести к внутреннему расколу в Европе, но также превратить ее в территорию столкновения между Россией и Соединенными Штатами Америки.
Послание к США
Заявление Путина о желании Москвы видеть сплоченную и сильную Европу — совершенно отчетливое послание к США.
В последние несколько недель и в особенности после назначения нового итальянского правительства очень часто говорят, что США — сторонники стратегии евроскептиков. Расколоть европейский блок, чтобы в дальнейшем устанавливать отношения с государствами по отдельности, — это стратегия, которая может в конце концов оказаться весьма полезной для Трампа. Нерешительные заявления Белого дома о еврозоне и поддержке за несколько лет до Брексита стали вполне ясным тому доказательством.
Россию часто обвиняют в субсидировании деструктивных, популистских и антиевропейских движений с целью раскола европейского фронта. Однако сейчас «выясняется», что и США имеют свои конкретные интересы в популяризации этих новых движений.
На этом пути столкновения между ЕС и США путинская Россия может вмешаться, чтобы исправить отношения Европы и Москвы.