Олег Барабанов из московского дискуссионного клуба «Валдай»: «Отношения с итальянским правительством хорошие, но агента Путина в ЕС не будет».
Москва. «Между Россией и „Лигой" нет никаких тайных контактов. Москва доброжелательно относится к новому итальянскому правительству, но оно не будет угрожать ЕС и действовать как „агент Путина"». Олег Барабанов, программный директор московского дискуссионного центра «Валдай» и Института европейских исследований МГИМО, а также автор многочисленных книг и исследований об Италии, несколько раз подчеркнул это в телефонном разговоре с газетой «Репубблика» (Repubblica).
Repubblica: Джордж Сорос (George Soros) заявил, что он «очень обеспокоен» российским влиянием на новое итальянское правительство и «тесными отношениями» Маттео Сальвини (Matteo Salvini) и Владимира Путина. У Европы действительно есть основания для опасений?
Барабанов: При всех правительствах между Россией и Италией были хорошие отношения, несмотря на их политическую ориентацию. Так было при правительстве Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi), Романо Проди (Romano Prodi) и Маттео Ренци (Matteo Renzi). Маттео Сальвини неоднократно посещал Россию — и даже Крым — в качестве лидера «Лиги». Я бы не сказал, что у Сальвини с Путиным есть какие-то тайные договоренности, как полагает Сорос. Я считаю, что «Лига» может использовать Крым как прецедент для достижения раскольнических целей некоторых регионов севера Италии. Безусловно, все это играет на руку Путину и России, но в первую очередь соответствует целям внутренней политики «Лиги».
— Значит, говорить об «угрозе», как это делает Сорос, ошибочно?
— Сорос опасается, в частности, что стремление нового правительства снять санкции с России может угрожать отношениям с ЕС.
— Я не думаю, что новое правительство перейдет от слов к делу. Бывший греческий лидер Алексис Ципрас давал те же обещания, как и венгр Виктор Орбан (Viktor Orbán) и даже, пусть и более завуалированно, Маттео Ренци. Но, оказавшись в Брюсселе, они молчали.
— Венгерский финансист заявил также, что необходимо проверить «не получает ли Сальвини деньги от Путина». Лидер «Лиги» немедленно отверг это предположение, но существует множество расследований о том, что Россия финансирует партии евроскептиков, например, «Лигу» и бывший «Национальный фронт». Какова цель?
— Россия поддерживает политические силы, я не говорю, евроскептиков, но тех движений, которые стремятся к национальному суверенитету. По дипломатической традиции она предпочитает вступать в двусторонний диалог на уровне государств, потому что, когда она разговаривает с ЕС, на кону оказывается слишком много интересов, в том числе интересы бывших социалистических стран, настроенных весьма критически по отношению к Москве. Россия, безусловно, доброжелательно относится к продвижению тех сил, о которых вы говорите. Но у меня нет данных, подтверждающих информацию о каналах финансирования. Следует вспомнить, что Фонд Сороса «Открытое общество» (Open Society Foundations) до 1990-х годов очень активно действовал в России. С появлением в Кремле Путина он оказался под запретом. Поэтому Сорос всегда был весьма критически настроен по отношению к Путину. Это может послужить объяснением его заявлений.
— В России есть люди, утверждающие, что Сорос финансирует оппозицию и, в частности, Алексея Навального. Вам что-то об этом известно?
— Есть уже один россиянин — Михаил Ходорковский, финансирующий оппозицию. Я считаю, что оба обвинения не соответствуют действительности: ни то, что Москва финансирует «Лигу», ни то, что Сорос финансирует Навального.
— Существует соглашение о сотрудничестве между «Лигой» и «Единой Россией». Раздаются опасения, что согласованный «обмен информацией» может поднять теперь проблемы национальной безопасности, когда Сальвини оказался в правительстве. Это так?
— «Единая Россия» уже давно налаживает отношения с партиями, входящими в Народную европейскую партию в ЕС, от французских неоголлистов до «Вперед, Италия» (Forza, Italia). Но это не значит, что она оказывает влияние на их политику. У нас все решения на внешнеполитическом уровне принимаются правительством, а партия действует в сфере внутренней и региональной политики. Так что никаких тайных контактов не происходит.