Виолончелист Миша Майский был удостоен награды «За жизненные достижения» Стамбульского музыкального фестиваля этого года.
Майский родился в 1948 году в латвийской столице Риге. После учебы в Ленинграде он стал учеником Ростроповича в Москве. В 1966 году Майский получил шестую премию на конкурсе имени Чайковского. В 1970 году он провел несколько месяцев в заключении в трудовом лагере в России, затем эмигрировал в Израиль. В дальнейшем Майский жил в Америке, и это время он называет своей второй жизнью; в Лос-Анджелесе он работал с известным виолончелистом Пятигорским. Майский вошел в историю как первый виолончелист, записавший все произведения Баха для виолончели. У Майского есть дочь Лили (1987), пианистка, и сын Саша (1989), скрипач, от первого брака. Камерный концерт в Стамбуле он дает вместе с ними. Во втором браке — два сына: Максим (2004) и Мануэль (2009).
Эвин Ильясоглу: Сегодня талантливым музыкантам повезло больше, чем раньше. У них есть доступ к историческим музыкальным инструментам. За ними гоняются музыкальные агенты. Они не проводят свою жизнь так, как раньше, часами работая в закрытых помещениях, они все пробуют, влюбляются, слушают своих конкурентов в электронном пространстве, учатся у мастеров, записываются в известных студиях.
— Какие виолончелисты оказали на вас влияние?
— Когда я жил в Советском Союзе, глубокое влияние на меня оказали Наталия Гутман, Жаклин дю Пре (Jacqueline Mary du Pre). С Казальсом (Casals) мы познакомились за два месяца до его смерти; знакомство с такими виолончелистами, как Пьер Фурнье (Pierre Fournier), а в Америке — Роуз (Rose) и Старкер (Starker), очень меня обогатило. Я многое познал не только от солистов, но и дирижеров оркестров и особенно камерных музыкантов. Например, пианист Раду Лупу (Radu Lupu) или Рудольф Серкин (Rudolf Serkin). Аргерих (Argerich), моя близкая подруга. Каждый раз, когда мы с ней вместе играем, я чувствую, как насыщаясь чем-то новым, ценным.
— Вы не занимаетесь ни преподаванием, ни дирижерством. Вы так и будете продолжать свою профессиональную деятельность как солист?
— Я всегда выступаю за качество, а не количество. Если вы беретесь совмещать несколько занятий сразу, вы не должны приносить в жертву ваши качества как солиста. При этом человек может быть учителем разными способами. Иногда после концертов ко мне подходят молодые музыканты и спрашивают: «Вы не даете уроки?» В таком случае я отвечаю: «Уже дал немногим ранее».
— Следите ли вы за молодыми исполнителями?
— Я стараюсь бывать на их концертах, насколько у меня получается, слушать новые записи. У каждого из молодых исполнителей есть чему поучиться. Даже по ошибкам, которые они допускают…