• Во вторник министр энергетики США Рик Перри (Rick Perry) встретится со своим российским коллегой Александром Новаком в Вашингтоне в рамках Всемирной газовой конференции.
• Аналитики считает, что Перри может попросить Новака подтолкнуть «Венский альянс» и ОПЕК к тому, чтобы увеличить добычу нефти, поскольку нынешний уровень добычи признан «недостаточным».
• Ряд обозревателей считает, что роль, которую Новак сыграл на недавнем саммите, побудив Иран согласиться на повышение объемов добычи, может сыграть на руку России. По мнению одного эксперта, Россия, возможно, добивается смягчения американских санкций.
• Встреча двух министров энергетики может стать прелюдией к саммиту двух президентов — Дональда Трампа и Владимира Путина.
Несмотря на все разногласия российско-американских отношений, США могут призвать Россию и других стран-производителей нефти увеличить добычу сырой нефти на фоне попыток Вашингтона отрезать Иран от мирового рынка.
Во вторник министр энергетики США Рик Перри примет в Вашингтоне своего российского коллегу Александра Новака. Оба выступят на Всемирной газовой конференции.
Новак прибыл в США всего спустя несколько дней после саммита в Вене между странами-членами ОПЕК и странами, не входящими в организацию. Участники саммита, где Новак выступал в качестве вице-председателя, договорились прибавить приток свежей нефти на рынок. По подсчетам аналитиков, стороны договорились об увеличении на один миллиона баррелей в день. Это примерно соответствует изначальным запросам Саудвской Аравии. Россия же рассчитывала, что увеличение составит 1.5 миллион баррелей. На выходных, однако, Новак заявил «Си-эн-би-си» (CNBC), что считает увеличение достаточным на настоящий момент.
Перри, тем не менее, сообщил репортерам в понедельник, что увеличение рискует оказаться «недостаточным» для предотвращения дефицита. По подсчетам аналитиков, санкции против Ирана изымут из мирового рынка порядка 500 тысяч баррелей в день уже к концу года.
Однако есть и другие поводы для опасения. Например, Венесуэла в мае снизила уровень добычи на 500 тысяч баррелей в день. Ливия потеряла в июне до 450 тысяч баррелей в день в результате нападения на два крупнейших нефтяных терминала в стране. И хотя потери заявлены как временные, и Национальная ливийская армия уже сообщила, что контроль над терминалами восстановлен, стабильность поставок в будущем вызывает сомнения. Кроме того, с рынка неожиданно выбыла канадская порция в 360 тысяч баррелей в день в результате технического сбоя, чье устранение может занять весь июль.
«Было бы логично предполагать, что он попросит Новака увеличить добычу, особенно после сегодняшнего комментария», — заявил Джон Килдуфф (John Kilduff) из инвестиционной компании «Эген Кэпитал» (Again Capital). Килдуфф признал, что такая просьба неожиданна, но отметил, что «чего только не бывает».
Сбои в канадских поставках произошли в результате аварии в системе энергоснабжения завода компании «Синкруд» (Sincrude) в штате Альберта, где тяжелая нефть с нефтяных песков перерабатывается в легкую синтетику для американского рынка. Авария произошла на фоне снижения запасов в нефтераспределительном хабе в Кушинге, штат Оклахома.
Россия использовала дипломатические уловки и свою близость к Ирану, чтобы уговорить Тегеран принять новую сделку о нефтедобыче. В Тегеране ожидали, что страны-члены ОПЕК коллективно осудят США за повторное введение санкций, однако так и не дождались. Санкции против Ирана и выход США из ядерной сделки вызвали порицание России, и, как сообщают источники, именно Москва в конечном счете повлияла на позицию Тегерана.
«У нас много стран и, что вполне естественно, у всех разные интересы. Но поскольку конечная цель одинаково важна для всех, нам удается находить сбалансированные решения и разумные компромиссы», — сообщил Новак в интервью «Си-эн-би-си» после субботнего заседания.
«Вот почему Россия играет здесь ключевую роль», — заявил Майкл Коэн (Michael Cohen), глава отдела коммерческих исследований в финансовой компании «Барклайз». По его словам, Россия служит связующим звеном между Ираном и его заклятым врагом Саудовской Аравией. «Без России между ними не было бы вообще никакой связи», — прокомментировал он.
В субботнем интервью «Си-эн-би-си» Новак отметил тяжесть санкций против Ирана. Москва в настоящий момент также находится под американскими санкциями — они были введены в ответ на вторжение России в Крым и вмешательство в американские выборы.
«Принципиальный момент в том, что санкции против России могут в любой момент сделаться еще жестче. Поэтому я не уверен, что встреча пройдет в дружеском ключе», — заявил Коэн.
По мнению же Хелимы Крофт (Helima Croft), главы отдела глобальных коммерческих исследований при Королевском банке Канады, Новак вполне может подчеркнуть, что сильно помог США на саммите в Вене и взамен потребовать смягчения санкций.
«Похоже, русские сыграли ключевую дипломатическую роль, уговорив Иран согласиться. Они с самого начала играли на повышение уровня нефтедобычи. Новак признался, что они добивались этого в течение нескольких месяцев и требовали, чтобы итоги ноябрьского саммита пересмотрели в июне. Даже если интересы России и США совпали случайно, просто потому что так встали звезды, можно сказать, что Вашингтону это на руку», — заявила Крофт.
По ее словам, остается неясным, чего именно Россия потребует в ответ. «Можно смело предположить, что это будет ослабление санкций. Стратегическое влияние России продолжает расширяться и сейчас, спустя полтора года после того, как был достигнут изначальный договор. Новак подчеркнул, что партнерство Москвы и Эр-Рияда простирается далеко за пределы нефти», — сообщила она.
Аналитики считают, что США попросили Саудовскую Аравию увеличить добычу нефти, выйдя из ядерной сделки с Ираном и намереваясь заново ввести санкции против иранской сырой нефти уже этой осенью. Президент Дональд Трамп неоднократно писал в своем «твиттере», что ОПЕК искусственно завышает цены.
В субботнем интервью Новак сообщил, что твиты Трампа никак не повлияли на решение, поскольку повышение нефтедобычи обсуждалось и раньше.
Встреча двух министров энергетики может стать важной вехой на пути к саммиту между Трампом и Владимиром Путиным.
По мнению Коэна, Перри и Новак вероятно обсудят ситуацию на рынке нефти и последствия «Венского альянса» для будущего нефтедобычи. «Они говорят о повышении объемов нефтедобычи, и нам остается верить им на слово. Думаю, рынок еще не решил, какое именно ему нужно повышение, — сообщил Коэн, отметив, что информация о поставках имеет особое значение. — Принципиально важно, какой сигнал они пошлют рынку».
По словам Коэна, переговоры между Перри и Новаком также могут коснуться вопросов ядерного нераспространения.