Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ДТП: Норвегия стала лучшей в мире. А в остальной Европе борьба против смертей на дорогах прекратилась

© AFP 2018 / Lionel BonaventureАвтомобильная авария на автомагистрале A13 недалеко от Эпона, Франция
Автомобильная авария на автомагистрале A13 недалеко от Эпона, Франция
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В прошлом году на дорогах Норвегии погибли 106 человек, то есть 20 человек на миллион жителей. Во Франции число погибших составляет 53, и правительство пошло на очень непопулярный шаг. «Они делают это для того, чтобы заработать побольше денег на штрафах. Если бы они действительно хотели снизить смертность, им следовало бы начать с улучшения дорог», — говорят французы.

Норвегия взрывает всю статистику — в стране самое низкое число погибших в результате ДТП в мире, а вот во многих других странах ситуация противоположная. Новые цифры показывают, где же в Европе опаснее всего ездить на машине.


Начинается сезон летних отпусков, а французское правительство пошло на очень непопулярный шаг. На всех немагистральных шоссейных дорогах страны, не имеющих разделительной полосы, максимальная скорость снижается с 90 до 80 км/час. А таких дорог во Франции 400 тысяч км.


«Сначала все будут нарушать правила, но потом почтовые ящики начнут заполняться штрафными квитанциями. И тогда выбора не останется», — говорит 26-летний Квентин Лебе (Quentin Lebee).


Владелец ресторана говорит, что он каждую неделю накручивает 600 км на своем стареньком «Пежо».


Он колесит по Северной Франции вдоль и поперек — забирает овощи, фрукты, мясо и другие продукты, нужные для ресторана. Ну, и еще его работники. Ни у кого из них нет водительских прав.


«Я у них как такси работаю, меня это просто сводит с ума. А теперь мне придется проводить в машине еще больше времени. Просто не понимаю, как буду все успевать!»


«Еще не край»


Вышеупомянутая мера вводится французским правительством с 1 июля и является частью целого пакета мер, которые должны снизить смертность на дорогах. После многих десятилетий положительной динамики количество погибших на дорогах с 2013 стабилизировалось. Подобная тенденция наблюдается и в Испании, Италии и в Великобритании.


Всего в ЕС количество погибших в ДТП за четыре года снизилось лишь на 3%.


«Еще несколько лет тому назад все выглядело очень хорошо, но потом все изменилось. И это не потому, что мы достигли края и ничего сделать не можем. Основная причина заключается в том, что власти не делают безопасность дорожного движения приоритетом и не предлагают новые меры», — считает Грациелла Йост (Graziella Jost), программный директор организации «Еуропиэн трэнспорт сейфети кансел» (Европейский совет по безопасности транспорта, European Transport Safety Council, ETSC).


Самый низкий в Европе — самый низкий в мире


Для подкрепления своей точки зрения она использует развитие ситуации в Норвегии. Ни в одной из других стран ЕС/ЕЭЗ не было такого сокращения количества смертей (на дорогах) с 2010 и до сегодняшнего дня, если верить докладу, недавно опубликованному организацией.


«В Норвегии уровень смертности в результате ДТП и так был невысок, но он продолжает снижаться. Сейчас у вас самое низкое число погибших на дорогах в мире. Это вдохновляет», — говорит Йост.


В прошлом году на норвежских дорогах погибли 106 человек, это соответствует 20 погибшим на миллион жителей. Это самый низкий уровень смертности с тех пор, как автомобили в послевоенное время стали доступны всем. Это также самая низкая цифра в Европе в новейшее время (за исключением нескольких непредставительных лет в небольшом островном государстве Мальта).


Ближе всего к Норвегии Швеция с цифрой 25 погибших на миллион, в то время как Великобритания и Швейцария имеют цифры 27 погибших. Во Франции число погибших составляет 53, а средняя цифра по Европе — 50.


По данным отчета Всемирной организации здравоохранения за 2015 год, средняя цифра в мире составляет 174 погибших на миллион. В США соответствующая цифра 106, т. е. более чем вдвое больше, чем в ЕС. За исключением некоторых микрогосударств и маленьких островных государств, за пределами Европы тоже нет стран, которые могли бы отрапортовать о столь же низком числе погибших в ДТП, как Норвегия.


Норвегия также относится к тем странам мира, в которых самое низкое число погибших по отношению к годовому пробегу автомобилей.


«Хотят зарабатывать деньги»


На дорогах Франции в прошлом году расстались с жизнью 3448 человек. Правительство надеется, что благодаря снижению скорости удастся спасать 300-400 жизней ежегодно.


Впрочем, убедить свое собственное население в необходимости вышеуказанной меры правительству не удалось.


Целый 71% противится переменам, если верить опросу, проведенному «ЮГов» YouGov. Эта мера — среди самых непопулярных мер президента Эммануэля Макрона с момента его прихода к власти, ей сильно сопротивляются — особенно в сельской местности.


В местечке Парфондеваль (Parfondeval) мы не нашли никого, кто поддерживал бы изменения.


«Я убежден, что политики делают это для того, чтобы заработать еще больше денег на штрафах. Они не понимают, как живут простые французы. Если бы они действительно хотели сделать что-то, чтобы снизить количество летальных случаев, им следовало бы начать с улучшения дорог», — говорит владелец ресторана Лебе.


«Они поймут, насколько глупо реагировали»


Йост из Европейского совета по безопасности транспорта, которая тоже француженка, признает, что власти могли бы разрекламировать новые правила гораздо лучше, но она считает также, что реакция многих ее соотечественников была вполне ожидаема.


«Разница в 10 км/час может быть разницей между жизнью или смертью при столкновении. Мы проводили так много исследований, которые подтверждают эффект этого. Во Франции традиционно противятся всему новому, но через несколько лет люди поймут, насколько глупо они реагировали сначала», — говорит она.


Французские власти в своей кампании обыгрывают именно сопротивление изменениям. В видеоролике они показывают, как люди ранее реагировали на введение различных мер, например, предельная скорость на шоссе, ужесточение правил, связанных с алкоголем, и обязательное использование ремней безопасности.


«Совершенно безответственно», — говорит один человек о требовании пристегивать ремни безопасности, появившемся в 1973 году. Другой человек объясняет, что, когда он ведет машину, у него обе руки лежат на руле.


«Если произойдет ДТП, я только еще прочнее вцеплюсь в руль», — заявил мужчина перед телекамерой.


У полиции в приоритете террористы и мигранты


Еврокомиссия ставит перед собой цель сократить наполовину количество ДТП со смертельным исходом на дорогах Европы в 2010-2020 годах. Пока получается плохо. Йост из Европейского совета по безопасности транспорта говорит, что политика сокращений после финансового кризиса в сочетании с миграционным кризисом и угрозой терактов частично объясняет, почему дело продвигается так туго.


«В некоторых странах сократили контроль на дорогах, на дорогах вообще стало меньше полиции, потому что им пришлось отдавать приоритет другим задачам. И это сказалось», — говорит она.


Норвегия: ничего чудодейственного


В то время как раньше за работу по повышению безопасности дорожного движения внимания удостаивались Швеция, Нидерланды и Великобритания, в последние годы взоры обратились в сторону Норвегии. И Государственная дорожная администрация заметила это.


«К нам сейчас обращаются больше, чем раньше, нас чаще просят объяснить, в чем секрет нашего успеха», — говорит Гюру Ранес (Guro Ranes), директор отдела безопасности движения Государственной дорожной администрации.


Так каков же ответ? Он непростой.


«Мы находимся на уровне, который в мировом масштабе исторически низок, но факт заключается в том, что тут нет ничего чудодейственного. Нам не пришлось принимать никаких радикальных мер», — говорит она.


Ранес считает, что преимущество Норвегии заключается в том, что существует единый орган, ответственный за всё: от дорожной сети до контроля за транспортными средствами и обучения водителей. Поэтому все могут работать вместе во имя достижения одной цели. А еще она хвастается тем, что они работают в тесном взаимодействии с полицией, системой здравоохранения, общественной организацией «Безопасное движение» и другими.


Если говорить конкретно, то на участках, где часто происходили ДТП, скорость была снижена с 80 до 70 км. К тому же норвежцы реально научились держать себя в рамках максимально допустимых скоростей.


В довершение ко всему количество километров дорог с разделительным барьером, где исключен выезд на полосу встречного движения, существенно возросло. Дороги, где разделительные полосы имеют неровности, которые ощущаются, если на них въехать, тоже оказались весьма успешным новшеством, по словам Ранес.


Ломают барьеры


Йост указывает на то, что в Норвегии автомобильный парк высокого качества, тогда как в Восточной Европе причина высокого числа ДТП с летальным исходом — старые и плохие автомобили. Она считает, что новые технологии — такие, как автоматическое торможение в случае возникновения угрозы ДТП и системы, которые побуждают водителей соблюдать скоростной режим, важны для дальнейшего снижения количества ДТП. Еврокомиссия предложила, чтобы подобное оборудование стало стандартным для всех будущих автомобилей.


Итак, насколько же можно снизить количество смертей на дорогах? Гюру Ранес рассказывает, что раньше они рассматривали цифру 100 в год в Норвегии как порог, который важно было снизить, но сейчас это вполне достижимо.


«Сейчас я думаю, что следовало бы стремиться к цифре меньше 50, но тогда нам надо задействовать абсолютно все и всех. Всех, кто имеет к этому отношение, или может как-то поспособствовать, должны сделать это», — говорит она.


Преступление и наказание


Французское государство предполагает, что в 2016 году ДТП обошлись в 83,4 миллиарда евро. Сейчас ведутся горячие дебаты о том, насколько стоимость новых мер уравновесит те преимущества, которые они с собой несут.


Официально эффект новых мер будет оценен через два года, но владелец придорожного кафе 60-летний Николя Жак (Nicola Jacques) считает, что эти меры останутся.


«Прежде чем надавить на людей таким образом, следовало бы срубить деревья и построить заграждения вдоль дорог. Это наказание», — говорит он, и один из посетителей его кафе согласно кивает.