Победа для 23 мужчин, катарсис для целой страны. И в центре всего этого стоит яркая фигура Гарета Саутгейта, который больше всех в Англии хотел, нет, жаждал изменить существующее положение вещей, излечить страну от невроза и доказать, что это можно сделать с 11 метров.
Удача? Лотерея? Нет, когда провал в своей профессиональной жизни ты превращаешь в славную победу, как это сделал Саутгейт. Вся эта психология, все тренировки, вся эта скрупулезная подготовка, терпеливые ответы на вопросы о том, почему на сей раз будет иначе — все это принесло результат и подтвердило правоту тренера, когда Эрик Дайер забил решающий пенальти, который не только принес победу английской сборной, но и снял с нее тяжкое бремя десятилетий.
Важнейший матч десятилетия? Только в том случае, если бы Англия победила, что она и сделала, попав в четвертьфинал чемпионата мира. И попала она туда весьма подходящим образом, поскольку ее тренер большую часть своей взрослой жизни сокрушался по поводу нереализованного пенальти.
22 года Саутгейт был одним из символов этой английской болезни — человеком, который добровольно вышел вперед, когда другие отступили, который решил пробить, хотя за все время игры в «Кристалл Пэлас» сделал это всего один раз — и промахнулся.
Он признал свою вину за проигрыш на Евро-96, и это было больно. Тем более, что он лучше многих знал о том, насколько слабо подготовлена английская сборная. «Ты же делал это прежде, не так ли?» — спросил его один из помощников Терри Венейблса Брайан Робсон. Ну что за вопрос, когда на твою голову свалились надежды целой страны!
Саутгейт играл на ЧМ-1998 под началом Гленна Ходдла, который утверждал, что никакого прока от тренировок нет. Тогда Дэвид Бэтти не забил в матче против Аргентины.
«Может, мы стали немного умнее», — сказал вчера вечером Саутгейт. Он подает пример. Эта английская сборная, может, и не самая сильная и непобедимая, хотя прошла она гораздо дальше, чем от нее ждали, но она очень многое делает правильно.
В итоге все сводится к игре футболистов, а футболисты иногда ошибаются. Но можно ли назвать совпадением то, что первую английскую победу по пенальти на чемпионате мира одержала команда, которая превратила в науку то, что многие называют слепой удачей? У них был список целей, была техника, была вера друг в друга, потому что они хорошо подготовились. Но нервы все равно были на пределе.
Когда англичанам выпало бить вторыми, Саутгейт понял, что шансы против Англии. «Я сказал Стиву Холланду (помощник тренера): „Нам будет трудно". Мы знали, что по статистике проигравшему в жеребьевке намного сложнее».
Но Саутгейт напомнил игрокам свое заклинание: «Владей процессом, контролируй процесс». И они владели и контролировали, когда все остальные были на грани нервного срыва.
Очищение после Евро-96? «К сожалению, я это никогда не забуду, это будет со мной вечно. Но это особый момент для команды, и есть надежда, что он даст уверенность и веру следующим поколениям». Страна не только праздновала победу. Она излечилась от многолетнего страха и неуверенности.
Таким образом, игра, на которую мало кто надеялся, превратилась в незабываемый триумф. Из уродства и безобразия родилась победа английской сборной. И какая же сладкая это была победа!
Испытание на поле стало проверкой на самообладание и твердость для молодой команды, которая выросла прямо у нас на глазах. Они сохраняли спокойствие, когда их били, они не стали спорить против мяча, забитого в добавленное время, и они вытерпели, когда началась серия пенальти, в которой они догоняли.
Мы со страхом ждали обычной истории, когда вратарь отразил удар Джордана Хендерсона, но тут удачно пробил Джордан Пикфорд, а потом к мячу вышел Дайер. «Пишите свою собственную историю», — сказал игрокам Саутгейт, и хотя на пути у них встала Швеция, они вполне могут дойти до полуфинала.
Какое облегчение. Только победа могла стать искуплением для Англии. В какой-то момент самый отвратительный матч этого чемпионата мог стать серьезнейшей угрозой для отношений с Колумбией со времен ЧМ-1970, когда Бобби Мура обвинили в краже браслета в Боготе.
Но в этот раз была не кража. Это было торжество справедливости после многочисленных подножек и захватов колумбийцев во время игры.
Англичане тоже не ангелы. Как упал этот Гарри Магуайр? А как Хендерсон схватился не за ту половину лица после мнимого удара? Но именно соперники Англии задали агрессивный тон и заслужили наказание и поражение.
Сильный рефери мог навести порядок, но у нас был Марк Гейгер, и счетчик Гейгера зафиксировал шесть желтых карточек для Колумбии и две для Англии. Всякий раз, когда его обступали недовольные игроки, он был похож на подменного учителя, пытающегося призвать к порядку непослушный класс.
У Англии не все пошло по плану. В начале игры команда больше владела мячом, но ей не хватало напора. И это было не впервые. Англия столкнулась с противником, который, в отличие от Панамы, знал, как надо обороняться.
Соперники не страшились физической борьбы, хотя это их и сгубило, когда Кейн забил 11-метровый, который окончательно засчитали в среду, когда колумбийские игроки закончили протестовать.
Он выждал, сделав раздражающую паузу, когда колумбийские футболисты пытались вывести его из себя. Он сдержался и забил, и мы подумали, что Англии этого достаточно. Но в конце Ерри Мина перепрыгнул всех и забил головой, переведя игру в дополнительное время.
Выход Дайера мог показаться большой ошибкой Саутгейта. Он поставил на полузащитника, который играл с большим трудом.
Кто-то может сказать, что результат матча — просто большая удача. Но, как гласит пословица, ты сам вершишь свою удачу — особенно если много тренируешься.