Вот уже целый месяц мы путешествуем по одиннадцати городам, где проходит Чемпионат мира по футболу. Мы с фотографом Катей Анохиной проехали вместе тысячи километров, чтобы узнать, как относятся люди в России к ЧМ, и что делает с ними этот спектакль.
Мы только что прибыли в пункт номер десять: Сочи на Черном море, где Россию в четвертьфинале против Хорватии в серии пенальти, наконец, покинула удача. Однако, несмотря на это, болельщики вовсю праздновали. То, что в ее нынешнем состоянии российская команда добилась таких успехов, уже стало летней сказкой, на это никто не рассчитывал.
В том числе и Катя. Собственно говоря, до этого она никогда не увлекалась футболом, но во время нашей поездки на фоне коллективной радости она все больше становилась болельщицей. Она стояла в фан-зоне и напряженно смотрела на экран, как и многие сотни тысяч россиян в других городах.
Катя — русская, родилась в Москве, где живет и сегодня. Она говорит, что никогда не забудет это лето Чемпионата мира. По ее словам, все иначе, чем четыре года назад, когда президент Владимир Путин организовал в Сочи Олимпийские игры, которые значили для нее прежде всего одно — «понты», то есть бахвальство. Однако в это лето Чемпионата мира Россия изменилась.
Это прекрасно и в то же время странно в стране, где общественное пространство настолько регламентировано и контролируется службой безопасности. Людям здесь предписывают празднование, например, патриотические концерты по случаю аннексии Крыма, которая официально называется «воссоединением». Сотрудники государственных предприятий и учреждений доставляются в этом случае на празднование автобусами.
Однако изменения во время ЧМ произошли не по указу, хотя, конечно, Путин непременно хотел, чтобы это крупное событие произошло в его стране. И в этом особенность таких изменений.
Почему Россия вдруг стала теперь «другой»? Конечно же, не из-за модернизированных аэропортов, новых стадионов или безупречно асфальтированных дорог, не из-за отлично функционирующей в большинстве случаев организации матчей. Изменились сами люди.
Объятия и совместные танцы
Вначале еще было удивление, сдержанность, но россияне быстро раскрылись, например, когда увидели в Волгограде, как тунисцы в своих красных трико и с барабанами уже в середине дня собрались праздновать, разворачивали транспаранты и создавали праздничную атмосферу. Собираться группами с плакатами обычно в России не разрешается. К тому же с пивом. Через несколько часов первые россияне уже танцевали. А через некоторое время ухмылялись даже обычно мрачно смотрящие полицейские.
В Саранске бабушки в своих мордовских национальных костюмах водили хоровод с болельщиками из Китая и Африки. Ночью молодые мужчины обнимали панамцев после их поражения против тунисцев и обменивались с ними флагами. Россиянки и тунисцы вместе танцевали у большого фонтана до часа ночи назло всем недовольным комментариям в социальных сетях и газетах, которые писали, как это плохо, когда русские женщины гуляют с иностранцами. Кое-кто ночью даже залезал в фонтан под восторженные крики других.
В Ростове-на-Дону полицейские и казаки фотографировались на память с мексиканскими болельщиками. Сотрудники Национальной гвардии, которые обычно используются во время демонстраций оппозиции, плохо владеют английским языком, однако они пытались жестами и даже улыбкой показывать дорогу болельщикам.
Все выглядит так легко
Самое прекрасное впечатление у меня осталось от Самары. Там мне улыбнулся даже водитель трамвая — что обычно происходит с водителями очень редко. Люди в России производят, как правило, впечатление замкнутых, я называю это советским лицом.
В центре я встретила ночью Александра, Лизу и Льва. Эта троица просто встала на одном перекрестке с громкоговорителем и танцевала под поп-музыку. Несколько часов. А каждый раз, когда бразильские, мексиканские или русские болельщики возвращались в свои гостиницы или домой из фан-зоны, они приветствовали друг друга возгласами восторга и несколько минут вместе танцевали под музыку, протягивали на прощание друг другу руки, пока не подходили следующие болельщики.
Для Льва все это как глоток воздуха. Когда еще можно танцевать на улице просто так? 21-летний студент еще ни разу не был за границей. Загранпаспорт имеют лишь 28% россиян. Лев никогда еще не видел столько иностранцев. Как хорошо, что все такие открытые, что все так легко.
Суматоха перекрывает усталость и плохие новости
Легкость общения в России чаще всего бывает лишь в личной жизни, на кухне или на даче с друзьями. 18 лет пребывания Путина на высшем посту в стране утомили многих россиян.
Государство, в том числе и СМИ, почти полностью подчинены президенту. Служба безопасности еще никогда не была столь могучей. Противники Путина в большинстве случаев вынуждены молчать, а тот, кто еще участвует в оппозиционном движении, находится под постоянным давлением. В экономическом плане и в социальной сфере развитие, прежде всего в регионах, происходит очень медленно.
— запланированное повышение пенсионного возраста, у мужчин до 65 лет, у женщин до 63, хотя российские мужчины все еще умирают рано, в среднем в 66,5 лет (женщины — в 77 лет). Также планируется рост налога на добавленную стоимость с 18% до 20%;
— расширение антитеррористических законов, вследствие чего должны записываться и храниться телефонные разговоры, чаты и видеозаписи;
— ужесточение правил регистрации для миллионов иностранцев, которые должны регистрироваться по месту пребывания. Раньше это делалось через их фирмы, теперь этого не будет;
— запланированное расширение закона, который объявляет иностранные СМИ «агентами» и находится сейчас на рассмотрении в Думе; в будущем агентами смогут называть не только организации, но и отдельных журналистов;
— новое расследование против Юрия Дмитриева, который занимается разоблачением преступлений Сталина в Карелии. Несколько месяцев тому назад суд неожиданно оправдал этого 62-летнего человека, против которого выдвигалось откровенно сфабрикованное обвинение в детской порнографии.
Веселье болельщиков не состыкуется с этими новостями, но нам придется смириться с этим на время ЧМ, когда все кажется таким далеким, словно из другого мира.
Через несколько дней суматоха Чемпионата мира закончится. Что же произойдет, когда уедут последние болельщики? Что сможет сделать Кремль с настроением последних недель?
Многое свидетельствует о том, что Кремль будет действовать так же, как и раньше. Так, например, к выборам московского мэра в начале сентября не был допущен ни один кандидат от оппозиции.
Однако после завершения ЧМ государственная власть столкнется с изменившимися людьми, полными впечатлений и ожиданий после того, что они пережили. Именно они выиграли от этого Чемпионата.
Россияне выглядят помолодевшими. Когда говоришь с ними о ЧМ, то глаза у них начинают блестеть, они гордятся своей командой, Чемпионатом, но прежде всего они рассказывают о прекрасных встречах с иностранцами.
Быть может, теперь они станут задавать вопросы. Почему, собственно говоря, иностранцы имеют право на столь многое в их стране, а они сами — нет? Вероятно, они станут больше ездить за границу. Во всяком случае, больше нет речи о русофобии Запада, о которой постоянно твердят политики и государственные СМИ на фоне войн на востоке Украины, в Сирии, конфликтов с хакерами, вмешательства в выборы и отравлений бывших агентов.
Похоже, россияне и весь мир сплотились в этот месяц проведения ЧМ. Это чувство очень ценно в нынешние времена.