Трампа можно смело назвать самым странным из всех 45 президентов США, он надел на себя корону еще до того, как был официально избран, поэтому у него много как почитателей, так и хейтеров. После вступления в должность Трампа уже было не остановить, его неосторожные высказывания на публике и в Твиттере привлекли внимание зарубежных СМИ. Статьи о США все чаще стали походить на заметки из раздела «развлечения».
Со временем новости в интернете про Трампа стали весьма предсказуемыми: сначала приводятся почти безумные речи Трампа относительно Китая, затем неодобрение его высказываний и, наконец, доказательство несостоятельности принимаемых им политических мер. Примером может стать статья, вышедшая 30 июня под заголовком «Трамп снова и снова пытается ограничить Китай, Кремниевая долина в замешательстве».
Трамп, конечно, вряд ли сможет каким-либо образом воспрепятствовать развитию Китая в дальнейшем. Однако в краткосрочной перспективе его безумная политика может оказаться более действенной, чем политика Обамы и Хилари Клинтон. Не стоит увлекаться насмешками над Трампом в СМИ.
Паника на предприятиях США вызвана глобализацией капитала
22 мая финансовый комитет Сената США принял законопроект, направленный на расширение полномочий комитета по иностранным инвестициям (CFIUS), усиление контроля за поступлением денег в другие страны, а, следовательно, усиление контроля за экспортом. В новые полномочия комитета по иностранным инвестициям в том числе входит право на проверку сделок купли-продажи или аренды жилья на территориях, граничащих с США, а также других отраслей, уклоняющихся от проверок комитетом. Например, в полномочия комитета теперь входит выявление компаний, использующих для подобных сделок несуществующие почтовые адреса или прикрывающихся несуществующими фирмами.
Как стало известно издательству The Wall Street Journal, в настоящее время министерство финансов США разрабатывает ряд мер, призванных воспрепятствовать инвестированию со стороны Китая в развитие передовых технологий в Америке, в том числе заключению договоров о слиянии фирм, объединении капиталов и передаче прав. Правительство Трампа пытается ограничить Китай во внедрении американских разработок и установить контроль над стремительным развитием Поднебесной.
В ответ на такую политику Трампа всполошились все новые предприятия Кремниевой долины, многие фирмы недовольны этой идеей. По-моему, эти предприятия жалуются на ограничение китайских инвестиций вовсе не из-за приверженности высоким идеалам интернационализма, а из-за глобализма своих капиталов.
Хоть мы и говорим о богачах, что денег у них как у государства, но в истории мы знаем мало примеров, когда какому-нибудь предпринимателю удалось разбогатеть настолько, что он доверил бы свои средства государству, ведь в таком случае любое изменение в политической ситуации неизбежно влечет за собой полное его банкротство.
Как Люй Бувэй в «Троецарствии» помог Цинь Чжуансяну взойти на престол, но будучи недовольным результатом, покончил с собой, выпив отравленное вино. Так и Сан Хунъян, выдающийся торговец, ставший начальником цензората при седьмом императоре династии Хань, в итоге умер. Фань Ли, который умел вовремя выйти из игры и заняться другим делом, вел торговлю под вымышленным именем. Он трижды становился богачом и трижды терял все свое состояние. Но и его не называют «Богом торговли». Однако летописи и археологические находки говорят о том, что в конце он вовсе не сбегал с казни правителя царства Юэ Гоуцзяня.
Такими же были и отношения с политикой древних западных торговцев. Их капитал полностью принадлежал им, а они сами «принадлежащий стране, а не царю», были всего лишь пешками в политической игре правителя.
После начала путешествия по морям, капитал начал свое плавание на пути к глобализации. Отдельные страны утратили способность ограничивать текучесть капитала, а торговцы, в погоне за большей прибылью, стали утрачивать связь со страной и народом. Именно таких взглядов придерживались голландские купцы, жившие в XVI-XVII веках.
Тайно приняв в 1543 году план политического сотрудничества испанского короля Филиппа II, они получили полный контроль над Голландией. Они в открытую приняли предложенные Филиппом II изменения порядка административного деления Голландии и назначенных им губернаторов. Но когда испанский монарх потянулся к их кошелькам, купцы запротестовали.
Когда в 1581 году вся территория Голландии окончательно освободилась от испанского владычества, республиканский строй еще не был широко распространен в мире и перед страной встал вопрос об избрании нового главы государства. Из-за конкуренции, существовавшей между представителями всех провинций, голландцы решили дело так: они пригласили на свой престол английскую королеву Елизавету I.
На коронации Елизаветы I голландские купцы только и думали о сильной английской армии, ведь в то время Голландия враждовала с Испанией.
О причинах этого говорит профессор Лейденский университета: «Прежде всего, они думали не о политической, а о коммерческой выгоде предприятия, поэтому им необходимо было найти могущественного покровителя для сохранения безопасности в стране, в то время как сами они займутся сохранением собственных капиталов». Уже потом голландцы поймут, что покровительство Англии обходится им намного дороже испанского, после чего будет принято решение о становлении независимой Голландии.
В трех войнах с Англией, возникших из-за споров о морской торговле, голландские купцы, соблазнившись большими процентами, давали Англии деньги на покупку военных кораблей.
Как видно наличие капитала обеспечивает его владельцу определенную независимость, принимая решения, состоятельный купец вряд ли на первое место поставит интересы государства.
С помощью финансового контроля и управления, а также международного сотрудничества современные государства в состоянии в некоторой степени повлиять на подобную закономерность, но не уничтожить ее окончательно.
Что же касается недавно созданных предприятий в США, китайские венчурные инвестиции в них ценятся высоко, решения принимаются быстро, и риск берется более охотно. Они также заинтересованы в предоставлении помощи в освоении огромного китайского рынка.
Эти фирмы непременно должны дать Трампу знать о своем недовольстве невыгодной для них политикой и речь здесь идет не только о денежных интересах тех фирм, их мнение разделяют и многие другие американцы. В связи со сложившейся ситуацией возникает вопрос, ведь безумства Трамп начал творить уже давно, почему же его все-таки избрали президентом?
Радикальные взгляды Трампа ни к чему хорошему не приведут
Выше я уже упомянул о независимости держателей капитала, а ведь политика США в большой степени зависит от этого самого капитала. Нам сложно понять, как американцы, придерживающиеся торгового протекционизма, выбрали Трампа, и почему Трамп стал вести себя настолько радикально.
На самом деле, если сторонники протекционизма не пойдут на крайности, не видать Китаю и другим странам передовых технологий. И все же у них вряд ли хватит сил на то, чтобы американские технологии никак не попали в Китай. Американским капиталистам будет сложно отказаться от своих денег, как сказал Маркс: «Нет такого преступления, на которое не пошел бы капиталист ради 300% прибыли». Несходный с США в идеологическом плане Иран или изолированная в торговой сфере Северная Корея при наличии достаточного количества денег всегда смогут купить то, что им нужно, даже продукцию, входящую в американский санкционный список. В своем послании о положении в стране бывший президент Джордж Буш назвал такие страны «осью зла».
В глубине души Трамп понимает, что политика торгового протекционизма обречена на провал. Безработных, надеющихся, что политика протекционизма создаст новые рабочие места и новые предприятия, рассчитывающих, что смогут избавиться от китайской конкуренции, вскоре поймут, как они ошибались. Поэтому в результате коренных изменений, произошедших после финансового кризиса в США, появление такого человека как Трамп было вполне ожидаемо.
То же самое показал опрос населения, проведенный Институтом Гэллапа, за полгода «хулиганства» политический рейтинг Трампа только рос и недавно составил 45%. Такой же процент составлял рейтинг Обамы и Рейгана на момент их избрания. Опрос также выявил, что Трампу удалось сплотить республиканцев, уровень доверия в партии составил рекордные 90%.
Опрос показал, что политический рейтинг у Трампа высокий
Для Китая, чем глупее и безумнее ведет себя Трамп, тем лучше в долгосрочной перспективе, но сейчас такое его поведение может стать опасным. В истории многие страдания народа происходили из-за того, что во главе страны оказывался безумец. Примером этого может служить Германия, пострадавшая от Гитлера и Япония, где фашистское движение тех лет сейчас нам кажется сумасшествием, но сколько людей пострадало от этого сумасшествия.
Здоровый китайский рынок продолжит привлекать инвестиции
Первыми на санкции, наложенные Трампом на Китай, отреагировали новые предприятия Кремниевой долины, а это значит, что для США важны китайские инвестиции, и это хорошо.
А если этим деньгам путь за рубеж окажется заказан, придется вложить их в отечественные предприятия, что даже еще лучше. Но это «лучшее» стечение обстоятельств мы наблюдаем на протяжении уже трех лет. По данным американской компании CB Insights, до 2015 года объем китайских инвестиций в новые американские фирмы постепенно рос. Однако с момента начала осуществления стратегии «Сделано в Китае-2025», объем инвестиций заметно сократился.
После объявления в 2015 году стратегии «Сделано в Китае-2025», объем китайских инвестиций в новые американские предприятия сократился
Можно сказать, что паника на новых предприятиях Кремниевой долины началась из-за того, что Китай стал инвестировать меньше, чем им бы хотелось. Стоит также отметить, что количество денег, вкладываемых Китаем в научно-технические предприятия США, не сократилось, а после начала осуществления стратегии «Сделано в Китае-2025» в 2016 году объем инвестиций уменьшился вдвое, но увеличились потенциальные возможности этого инвестирования, которое на самом деле не так уж и значимо для США.
С 2013 по 2015 год инвестиции, поступившие в Кремниевую долину от компаний «Байду», «Алибаба» и Tencent в сумме составили 4 миллиарда долларов. В новые американские предприятия, однако, поступил только 1 миллиард. В 2017 году самые крупные из обанкротившихся новых предприятий стоили около 1,7 миллиарда долларов.
Китайские инвестиции весьма невелики, и не все они идут в новые предприятия
Вслед за усилением санкций в отношении китайских инвестиций, такие крупные компании, как «Алибаба», перенаправляют свои деньги в Юго-Восточную Азию и в отечественные фирмы. По данным за ближайшие пять месяцев, слияние фирм и инвестирование китайскими фирмами сократилось на 92%, до самого низкого за последние семь лет уровня.
Новые предприятия Китая, находясь в благоприятной инвестиционной среде, привлекают все больше денег. В этой затянувшейся торговой войне Китай, кажется, выходит победителем.