Создаются совершенно новые системы ядерного оружия, расторгаются договоры о разоружении и рвутся дипломатические отношения, в мире идут две опосредованные войны, а ситуация с безопасностью в отношениях между США и Россией такая плохая, какой уже давно не была. Мы опустились почти до уровня холодной войны. Но такое ощущение, что политики и СМИ как в США, так и в Европе, не понимают, насколько все это серьезно, и какие риски несут в себе эти обстоятельства. Ненависть к Трампу и Путину в сочетании с беспокойством о собственном престиже, похоже, превосходят готовность заботиться о нашей глобальной безопасности.
Трудно переоценить важность встречи Трампа и Путина, и почти даже не имеет значения, каков будет ее результат. И случилась она как раз в самое подходящее время. Из-за того, что отношения США и России заморозились, а дипломатические контакты прервались, возникла очень опасная ситуация. Каждый американский президент с момента окончания Второй мировой войны заботился о том, чтобы устраивать встречи и поддерживать связь с Кремлем. Это было делом экзистенциальной важности и центральным вопросом обеспечения общемировой безопасности. Несмотря на это, реакция всего политического истеблишмента и прессы в США, а также в Европе, последовавшая сразу после встречи, была просто истерической.
До встречи в США предпринимались серьезные попытки воспрепятствовать ей. После встречи и в особенности после совместной пресс-конференции на Трампа тут же градом посыпались обвинения. Бывший руководитель ЦРУ Джон Бреннон (John Brannon) даже назвал произошедшее «изменой», а один конгрессмен начал практически призывать к военному перевороту. Один из бывших руководителей ФБР утверждал, что Трамп «продает США». В Европе и Швеции говорили примерно то же самое: ругали Трампа и Путина. Вопрос, которым стоит задаться: неужели из-за ненависти к этим президентам теряется способность выносить трезвые дипломатические и политические оценки в сфере безопасности?
Говорят, что в ближайшие недели мы узнаем больше подробностей о беседе, которую президенты вели на встрече, но несколько важных сигналов мы уже получили. Трамп написал в Твиттере, что они с Путиным обсудили меры по борьбе с терроризмом, мир на Ближнем Востоке, Северную Корею, войну на Украине, кибератаки, международную торговлю, распространение ядерного оружия и вопросы разоружения, а также безопасность Израиля. Многое из этого после встречи упоминал и Путин.
Даже если не вдаваться в подробности, все это говорит о том, что были затронуты очень важные темы из области безопасности. Похоже, они пришли к соглашению о том, что США и Россия вместе будут гарантировать безопасность Израиля. Это центральный вопрос стабильности региона, и очень важный, так как касается конфронтационного отношения Ирана к Израилю и его попыток создать «шиитский коридор» в регионе. Речь идет о Голанских высотах и сирийской территории. США больше не могут сами гарантировать Израилю безопасность, и у них нет никакого дипломатического влияния на Сирию или Иран. А вот у России, у которой хорошие отношения со всеми в регионе, кроме ИГИЛ (запрещена в России — прим.ред.), оно есть. Россия может повлиять как на Сирию, так и на Иран, и, кроме того, она говорила, что нападение на Израиль будет приравнено к нападению на Россию. Гарантии безопасности для Израиля существенно уменьшили бы риск крупной войны в регионе, а также снизили бы риск войны, начатой по ошибке.
Вопрос ядерного оружия тоже стоит очень остро, поскольку США в 2001 году в одностороннем порядке вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны. В то же время уже разработано новое поколение систем ядерного оружия. Россия продемонстрировала пять таких систем прямо после встречи, включая крылатые ракеты, ракетные системы и подводные беспилотные аппараты на основе ядерного оружия. Очевидно, что и борьба с терроризмом, а также развитие событий в Сирии и Северной Корее имеют огромное значение для глобальной безопасности.
Вне зависимости от того, что вы думаете о Трампе, Путине и их действиях, эти вопросы безопасности стоят очень остро. Просто очень нехорошо, когда две страны, у каждой из которых больше 6 тысяч ядерных боеголовок, не разговаривают друг с другом.
Чтобы облегчить ход встречи, Трамп сделал нечто, что заставило западные службы безопасности и чиновников затрепетать. Он открыто признал, что в ужасных отношениях между Россией и Западом виновата не только Россия. По своему обыкновению он написал твит, в котором говорилось, что США и НАТО также отчасти виноваты. Для большинства экспертов-историков это и так должно было быть очевидным. Экспансия НАТО от Берлина к границам России, односторонний выход США из Договора об ограничении систем противоракетной обороны, действия НАТО в Косово, вторжение в Ирак, бомбежки в Ливии и так далее — все это были очень провокационные действия, вот Россия и реагировала.
Конечно, это не значит, что Россия сама не способствовала обострению. Например, аннексию Крыма или Южной Осетии и Абхазии (так в тексте — прим. ред.) многие на Западе истолковали как проявление нового агрессивного экспансионизма со стороны России. Но в конфликтной ситуации, когда напряжение нарастает поэтапно, часто именно последнее действие противника расценивается как спровоцировавшее конфликт. Сотрудники и чиновники западных служб безопасности как в НАТО, так и в Швеции, всю вину возлагают на Россию. Сказав, по сути, что «для ссоры нужны двое» или что «в одиночку танго не станцуешь», Трамп признал провал той либералистской интервенционистской политики, которую вели США и НАТО с момента распада Советского Союза в 1991 году. Он указывает, что клинтоновская внешняя политика на Ближнем Востоке или по отношению к России, подразумевавшая постоянное расширение НАТО, была неудачной. Эту так называемую интервенционистскую либеральную политику в международных отношениях он хочет заменить тем, что обычно называют «реализмом». Последнее подразумевает уважение к интересам других стран в сфере политики безопасности, а также отсутствие какой-то глобальной мировой полиции, как это было большую часть XX века.
Неважно, что вы думаете о Трампе как о человеке, о Путине или о России. Стоит отвлечься от своих идеологических позиций или позиций личного престижа. Дипломатическое сближение США с Россией и диалог с ней по вопросам политики безопасности ничем не угрожает Европе или НАТО. Хорошие отношения с Россией — в наших общих интересах.
Здесь и Швеция могла бы сыграть важную внешнеполитическую роль — примерно как в прежние времена. Это не значит, что она при этом не должна заниматься развитием собственной обороны. К сожалению, тут было решено сжечь все мосты во всех отношениях.
Йенс Стилхофф Сёренсен — доцент и преподаватель, занимается глобальными исследованиями в Гётеборгском университете, старший научный сотрудник Института политики безопасности и развития в Стокгольме.