Заключительный этап войны в Сирии будет, вероятно, проходить в северо-западной провинции Идлиб на границе с Турцией, где в настоящее время в ловушке оказались 2,3 миллиона человек. После того, как российско-сирийские силы установят свой контроль над меньшей по размеру провинцией Дераа, провинция Идлиб останется последним значительным анклавом в руках антиправительственных сил. Если российско-сирийские силы возобновят атаки с воздуха по этому городу и по соседним территориям, то гражданское население будет поставлено перед ужасным выбором: попробовать спрятаться где-нибудь на месте или отчаянно попытаться пересечь турецкую границу, которая, по сути, остается закрытой с 2015 года.
Однако недавно стали появляться указания на то, что Россия, возможно, хочет вести себя более конструктивно.
Российские официальные лица пытаются получить помощь от западных доноров для восстановления Сирии. По данным от источников, близких к организованным под эгидой ООН переговорам между сторонами сирийского конфликта, Россия предложила идею об остановке продвижения правительственных войск на Идлиб, и, возможно, о передаче части контроля Турции, которая уже контролирует ситуацию в соседнем городе Африне. Это предлагается сделать в обмен на обязательство Запада помочь в восстановлении разрушенных городов и инфраструктуры в Сирии. Возможно, подобный вариант предоставит Западу новые рычаги воздействия для прекращения кровопролития в Сирии. Вопрос в том, как их использовать.
Сирийская война является столь ужасной потому, что российско-сирийские военно-воздушные силы без разбора подвергают бомбардировкам мирное население, — а в некоторых случаях они прямо наносят удары с воздуха по мирным жителям, а также по школам и больницам. Сирийские силы — с российской поддержкой — регулярно используют такие запрещенные виды оружия как кассетные бомбы, зажигательные устройства, а также химическое оружие. Существуют убедительные доказательства того, что сами российские силы использовали зажигательные бомбы.
Законы войны однозначно запрещают подобного рода атаки, и они считаются военными преступлениями. Однако сирийский президент Башар Асад и российский президент Владимир Путин своими действиями грубо нарушают существующие законы. Такого рода военное поведение является главной причиной того, что в этой войне были убиты полмиллиона человек, а более половины из числа довоенных жителей Сирии стали перемещенными лицами.
Российские военно-воздушные силы, в частности, являются обязательными партнерами при создании такой кровавой бойни, они действуют вместе с сирийской авиацией с 2015 года и значительно усилили эффективность проправительственных сил. В этом главная причина того, что Асад, позиции которого на поле боя раньше были слабыми, сегодня, похоже, одерживает победу.
Так, например, Россия сыграла важную роль в организации ударов с воздуха сирийских правительственных сил, которые привели к захвату — в 2016 году и в 2018 году соответственно — западной части провинции Алеппо и Восточной Гуты. В результате бомбардировок погибли сотни мирных жителей в каждом из этих районов. Тем временем правительственные силы на земле используют наносящие большой ущерб осады с целью лишить гражданское население поставок гуманитарной помощи, а сотрудников осуществляющих помощь организаций доступа в эти районы. Страданий и смертей оказалось достаточно для того, чтобы оба эти анклава пали.
Российская компания Рособоронэкспорт, занимающаяся экспортом вооружений, является крупнейшим поставщиком оружия для сирийских военных. Российские дипломаты открыто оказывают Асаду политическую поддержку, накладывают вето на попытки передать сирийское дело в Международный уголовный суд, а также пытаются блокировать — в итоге, безуспешно — официальные расследования вопроса о том, какие именно силы используют химическое оружие. Такие связанные с государством российские средства массовой информации как RT и Sputnik принимают самое активное участие в деятельности, направленной на оправдание совершаемых российско-сирийским военным альянсом жестокостей.
Сегодня примерно половину населения Идлиба составляют перемещенные лица, приехавшие туда из других районов Сирии. К ним присоединились различного рода антиправительственные ополченцы, которые сами нередко ведут себя жестоко — совершают массовые расстрелы, грубо обращаются с заключенными, ограничивают доставку гуманитарной помощи, а также занимаются похищением людей с целью получения выкупа. Теперь, когда провинция Идлиб окружена правительственными войсками на земле и подвергается ударам с воздуха, наносимым российско-сирийским военным альянсом, осталось немного мест в Сирии, куда можно было бы бежать.
В прошлом мирные жители, пытавшиеся скрыться от российско-сирийских атак, могли пересечь границу провинции Идлиб с Турцией, со страной, где сегодня проживают около 3,5 миллиона сирийских беженцев. Однако с октября 2015 года силы безопасности Турции, как правило, задерживают на границе сотни, а иногда даже тысячи людей, пытающихся получить убежище, и депортируют всех в провинцию Идлиб. На границе установлены заборы, а сотрудники сил безопасности Турции открывают огонь по тем, кто в поисках убежища пытается незаконно пересечь границу, в результате многие люди погибают или получают ранения.
Пока не ясно, продолжит ли Турция держать закрытой свою границу для новых беженцев в том случае, если жертвами кровавой бойни станут тысячи сирийцев. Но если Турция столкнется с большим потоком беженцев, из которых мало кто будет готов вернуться и жить под властью Асада, Анкара может подвергнуться давлению внутри страны, где растут настроения, направленные против беженцев. В таком случае недовольные жители страны могут потребовать от правительства приостановить действие сделки, заключенной с Европейским союзом и направленной на сокращение потока беженцев, которые через Эгейское море пытаются добраться до Греции. Предотвращение кровавой бойни в Идлибе является намного более предпочтительным выбором.
Тем не менее российское предложение по поводу восстановления является спорным по нескольким причинам, даже если европейские правительства согласятся заплатить за восстановление тех городов, за разрушение которых в значительной мере несут ответственность российские и сирийские военные. Существуют серьезные опасения по поводу того, что сирийское правительство при представлении помощи для восстановления тем, кто в ней нуждается, будет отдавать предпочтение районам, которые, по его мнению, сохраняли лояльность во время войны. Кроме того, сирийские власти предоставляют мало информации о том, как расходуются те средства, которые должны быть потрачены на восстановление, — эта проблема усугубляется еще и тем, что правительство настаивает на ограничении доступа представителям независимых частных гуманитарных организаций в те районы, где оно восстановило свой контроль. Сирийские военные и сотрудники разведки уже переложили в свои карманы и использовали для проведения своих операций значительные суммы средств, предназначенных для осуществления гуманитарной помощи, и поэтому есть все основания опасаться того, что то же самое будет происходить с помощью, предоставленной для восстановления.
Кроме того, Россия ничего не говорит о тех ограничениях, которые сирийское правительство ввело в отношении возвращения перемещенных лиц в определенные районы, в том числе в те, которые правительственные силы уже давно взяли под контроль. Помимо этого, Россия не выступает публично против таких планов в области реконструкции, как закон 10 от 2018 года, который позволяет сирийскому правительству конфисковывать и перестраивать находящиеся в частной собственности жилые кварталы без соответствующей процедуры и компенсации. Россия сделала слишком мало для того, чтобы прекратить смертельно опасную практику незаконного заключения людей под стражу, — это колоссальное препятствие на пути возвращения миллионов сирийцев, бежавших от войны.
В любом случае, жизни мирных сирийцев не должны зависеть от откатов и закулисных сделок. Альтернативный вариант состоит в том, чтобы заявить о причастности России к преступной военной стратегии в Сирии и оказать активное давление на Кремль с целью прекращения подобных злодеяний.
У России явно имеются необходимые рычаги воздействия на правительство Асада для того, чтобы можно было избежать кровавой бойни в Идлибе. Ее самолеты могут перестать принимать участие в совместных наступательных операциях, в ходе которых без разбора осуществляются бомбардировки мирных жителей и гражданских объектов инфраструктуры. Российские экспортеры оружия могли бы перестать поставлять вооружения до того момента, пока жестокие действия не будут прекращены. Ее дипломаты могли бы перестать защищать сирийских официальных лиц от международного преследования за совершенные ими военные преступления.
Но как добиться того, чтобы Россия использовала эти рычаги, — вот основной вопрос. Репутация Асада не подлежит исправлению, — его главным желанием является остаться у власти и избежать преследования, — однако Путин все еще надеется на то, что его будут воспринимать как уважаемого глобального лидера. Российского президента следует убедить в том, что он не добьется желаемого результата до тех пор, пока будет продолжать поддерживать жестокие действия Асада.
Однако американское правительство при Дональде Трампе не продемонстрировало никакого желания добиваться подобного результата, о чем свидетельствуют недавние попытки президента Трампа завоевать расположение Путина на саммите в Хельсинки. Европейский союз находится в более выгодном положении для того, чтобы действовать. Если Россия хочет улучшить отношения с Евросоюзом — добиться какого-либо ослабления санкций и поправить свои экономические перспективы, — она должна продемонстрировать реальное желание прекратить кровопролитие в Сирии. Начать она могла бы с защиты 2,3 миллиона сирийцев в Идлибе.