С 2014 года конфликт между Россией и Украиной развивается на нескольких фронтах. Во-первых, это линия конфронтации в Донбассе между территориями, находящимися под контролем Киева, с одной стороны, и пророссийскими сепаратистами, с другой, где и спустя четыре года после начала конфликта стреляют. Во-вторых, это дипломатический фронт вокруг Крыма. После аннексии полуострова в марте 2014 года Украина, как большинство государств, не признает принадлежность Крыма России. В ходе последних месяцев развернулась еще одна конфликтная ситуация, которая наметилась в результате аннексии Крыма, а также имеет значение и для Донбасса.
Проблемы для украинской экономики
Как Россия, так и Украина имеют выходы к Азовскому морю. Судоходное сообщение между Азовским и Черным морями возможно только через Керченский пролив протяженностью 40 км между Крымом и российской материковой частью. После аннексии Крыма Россия контролирует оба берега Керченского пролива. Это представляет собой проблему для Украины, поскольку Азовское море имеет крайне большое значение для торговли страны. Третий по величине город Донбасса, Мариуполь, находящийся все еще под контролем Украины, является важнейшим портом Азовского моря, как и Бердянск, расположенный в Запорожской области, играет большую роль.
Провоцируют друг друга
Поскольку у России не было сухопутной связи с аннексированным Крымом, Москва построила Крымский мост. Украина активно высказывала протест, но безуспешно. Чем ближе было открытие моста, тем чаще имели место провокации с обеих сторон. Так, Украина весной задержала в Азовском море российское рыболовецкое судно, которое было сопровождено в Бердянск, и завела против капитана судна дело из-за нелегального въезда. В ответ Россия объявила захвативших судно пограничников в международный розыск.
Экономическая блокада?
Судоходное движение сократилось вдвое
Из-за строительства российского моста через Керченский пролив положение украинских портов Мариуполя и Бердянска осложнилось, поскольку по причине безопасности под мостом могут проходить только корабли высотой не более 35 метров. По данным Киева, из-за этого в порты Мариуполя и Бердянска больше не могут заходить почти половина кораблей, которые ходили ранее. Начальник администрации Мариупольского морского порта Игорь Барский охарактеризовал ситуацию как тяжелую. «Мы теряем много клиентов в пользу Одессы, где нет такой проблемы», — сетует он. Украинское правительство тем временем обеспокоено другим моментом. По его данным, российские ВМС усилили свое присутствие в Азовском море до 40 кораблей.
Грозит открытый конфликт?
То, что Мариуполь, крупнейший город Донбасса, не находящийся под контролем сепаратистов, теперь фактически будет отрезан от мира по воде, для Украины большая стратегическая проблема. Россия хочет оказывать еще больше давления на Украину, уверен бывший министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко. В этой связи он считает, что Украине стоит выйти из соглашения 2004 года. Аннексия Крыма и строительство Крымского моста — достаточные причины. Однако это еще больше обострит ситуацию. А в этом, как кажется, Украина не заинтересована.