На встрече 25 июля президент США Дональд Трамп и глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер сняли (по крайней мере, на время) угрозу торговой войны между Америкой и Европой. Лидеры заявили о необходимости совместной работы для ликвидации торговых барьеров. Европа же обязалась покупать больше американской сои и природного газа.
Это хорошая новость. Стороны разговаривают. Было достигнуто перемирие по новым таможенным пошлинам. Трамп уже не называл ЕС «врагом», как во время недавней поездки в Европу, и проявил больше оптимизма, объявив «новую фазу в отношениях США и Европейского союза».
Как бы то ни было, Европе не следует ослаблять бдительность. Брюсселю совершенно необходимо вести торговые переговоры с Вашингтоном, не забывая при этом о непостоянстве Трампа и его явном намерении разрушить существующий многосторонний порядок в международной торговле. Прозвучавшая два дня назад примирительная риторика Трампа может быть всего лишь тактическим политическим маневром, призванным заручиться поддержкой американских производителей сои, которые ощутили на себе ответные меры Китая на американские пошлины. Кроме того, на пути новых переговоров о трансатлантической торговле лежат серьезные препятствия.
Новая дорожная карта
Администрация Обамы и ЕС много лет работали над трансатлантическим торговым партнерством, не добившись никаких результатов. Трамп же уже дал понять, что намеревается ввести новые пошлины на европейские автомобили.
ЕС необходим план «Б». Европе и разделяющим ее точку зрения партнерам нужно наметить дорожную карту для сохранения многостороннего торгового порядка, который Трамп с нетерпением стремится разрушить. Нужно, чтобы ЕС, Япония, Канада и прочие страны, которые пока ограничивались ролью пассивных адвокатов основанной на правилах торговой системы, встали на ее защиту и воспользовались существующим многосторонним мировым порядком для исправления неравенства в международной торговле, вызывающего справедливую критику Трампа.
Хотя президент США яростно критикует многосторонние институты, он прав, когда говорит, что формирующие международную торговлю пакты нуждаются в обновлении, и что некоторые страны (в частности Китай) получают несправедливое преимущество. Только вот предлагаемое им сейчас лекарство хуже болезни. Одностороннее введение пошлин вместо совместной работы по устранению дисбаланса вместе с разделяющими его точку зрения государствами настраивает другие страны против США, дезорганизует рынки, поднимает потребительские цены и ставит под угрозу основанный на правилах торговый порядок. Исправление мирового дисбаланса с помощью регламентированного порядка, который он сейчас подрывает, — это лучшая надежда на то, чтобы защитить Трампа от него самого, не допустить новых вспышек протекционизма и сохранить стабильный торговый порядок.
Неисправимый ущерб для торговли
Начатая Трампом война пошлин грозит не только создать препятствия для товарообмена и экономического роста, но и нанести неисправимый ущерб основанной на правилах торговой системе, которая стала основой для расширения мировой торговли с конца Второй мировой войны. Судя по всему, нынешняя администрация рассматривает то, как США могли бы удалить главную составляющую этой системы, то есть Всемирную торговую организацию. За последние 70-лет упорядоченная торговая система позволила постепенно снизить таможенные пошлины и создать условия для самого высокого в истории человечества экономического роста. Как бы то ни было, это контрастирует с тем, что мы видели ранее: в период между двумя мировыми войнами эскалация протекционистских мер питала экономический национализм, который способствовал началу второго глобального конфликта.
Нужно четко представлять себе все риски. Ядовитая смесь популизма и протекционизма (настоящий бренд Дональда Трампа) направляет Запад по опасному пути. Напряженность вокруг торговли пока вызывает куда большую тревогу, чем разногласия по безопасности. Во время недавней поездки в Брюссель Трамп оскорбил союзников по НАТО, ослабил правительство Терезы Мэй, усомнившись в ее подходе к Брекситу, и прогнулся перед Владимиром Путиным. Как бы то ни было, он подписал итоговое заявление НАТО и уехал из Брюсселя на относительно оптимистической ноте относительно будущего альянса. Американские войска останутся в Европе, а расходы на обеспечение ее безопасности вырастут.
Но параллельно с этим он разводит на торговом фронте опасную и пагубную динамику. Во время июньского саммита «семерки» в Канаде Трамп отказался подписать совместное заявление, и встреча завершилась тупиком в обстановке взаимных упреков. Раздражение президента США проявляется тем сильнее, чем активнее охваченные американскими санкциями страны дают ему отпор, а не прогибаются перед ним. Под давлением электората, который требует от них отреагировать на угрозы Вашингтона, у жертв гнева Трампа не остается иного выбора, кроме как ответить ему. Это классическая тенденция учебника 1930-х годов: встреча Трампа и Юнкера, возможно, будет всего лишь недолгой передышкой. На самом деле Трамп может удвоить усилия, чтобы навязать таможенные пошлины в перспективе ноябрьских довыборов.
Нужно остановить спираль
Прежде всего, нужно сделать так, чтобы все переговоры о торговом соглашении проводились в рамках ВТО: потому что именно для этого и нужна ВТО. Трамп хотел бы обсуждать все в двустороннем порядке, потому что считает, что такой формат дает преимущество США с их огромным рынком. Другие же страны должны ответить на справедливую обеспокоенность США таким образом, который усиливает, а не ослабляет основанный на правилах международный порядок. Чтобы починить систему, нужно работать внутри нее, а не снаружи. Администрация Трампа, безусловно, окажет сопротивление, однако она, вероятно, быстро изменит мнение, если ВТО станет центром действия и продемонстрирует Вашингтону перспективу изоляции США.
Далее, нужно обсудить проблемный, но никем не упоминаемый вопрос: Китай. Да, мы можем сделать более справедливой торговлю в Северной Америке и в Атлантике: для этого требуется лишь несколько незначительных поправок. Куда сложнее будет договориться с Китаем, чья подконтрольная государству экономика серьезно искажает мировую торговлю. Нужно ввести новые правила и жесткие меры для ограничения субсидий китайской экономике, предотвращения передачи технологий и наказания кражи интеллектуальной собственности. Для противостояния Китаю по всем этим вопросам США нужно будет работать с ЕС и другими демократическими торговыми партнерами, а это дополнительная причина для проведения переговоров в рамках ВТО.
Наконец, нужно не ограничиваться обсуждением равенства в торговле, а поднять вопросы автоматизации и будущего труда. Правительствам повсюду приходится иметь дело с одной проблемой: как обеспечить процветание граждан в мире, где технологии и конкуренция ведут к росту неравенства? И если прибыль от глобализации и автоматизации не будет распределена более эффективно, у стран возникнет тяга к защите от международной конкуренции с помощью классических методов протекционизма: именно это сейчас и происходит в США.
С конца Второй мировой войны США стояли у штурвала мировой экономики и направляли ее в сторону большей открытости и процветания. Сейчас же они отказались (по меньшей мере, на время) от роли капитана и впервые с 1930-х годов предоставили мировую экономику самой себе.
Освободившийся вакуум должны заполнить другие. В недавнем выступлении президент Франции Эммануэль Макрон призвал «вернуться на многосторонний путь» и потребовал от ЕС взять на себя инициативу для работы с другими странами по срочному формированию дорожной карты возобновления переговоров в ВТО. Нужно дать шанс торговым переговорам США и ЕС. При этом Макрон совершенно правильно считает, что их необходимо вернуть в рамки ВТО. Это чрезвычайно важно сделать именно сейчас, пока новый залп двусторонних пошлин не похоронил мировой торговый порядок.