На начинающемся на этой неделе судебном процессе по делу Пола Манафорта (Paul Manafort), судя по всему, не будут продемонстрированы никакие фотографии, сделанные во время «коктейль-вечеринок с участием очень легко одетых женщин»: это твердая линия судьи, рассматривающего дело. В ответ на это прокурор Грег Эндрюс (Greg Andrews) заявил, что «не будет никаких фотографий очень легко одетых женщин, и точка».
Выдвинутое окружным судьей США Ти-Эс Эллисом III условие относительно непристойных фотографий, — если таковые вообще существуют, — представляет собой попытку избежать того, чтобы у присяжных сложилось отрицательное мнение о миллиардере и политическом «решале» (fixer) на основании рассказов о предполагаемом стиле его жизни.
Однако именно вторая фраза Эндрюса — «Я не ожидаю того, что какой-либо свидетель со стороны правительства произнесет слово „Россия"», — что может вызвать смущение у тех людей, которые считали, что судебное дело бывшего руководителя избирательного штаба Трампа по своей сути связано с расследованием специального прокурора Роберта Мюллера о вмешательстве России в американские выборы.
Но именно таким и продолжает оставаться дело Манафорта, — ему будут предъявлены два отдельных обвинения.
В ходе судебного разбирательства, которое начинается в городе Александрия, штат Виргиния, Манафорт обвиняется в банковском мошенничестве, уклонении от налогов и тайном сговоре. Утверждается, что он не заплатил налоги на миллионы долларов, которые он получил, работая на президента Виктора Януковича, бывшего президента Украины и союзника Москвы, а затем, когда поток наличных денег прекратился, солгал для получения кредитов.
Прокуроры в одном из своих обвинений скажут, что глава банка закрыл глаза на то, что делает Манафорт, принял ложную информацию для выдачи кредита в обмен на роль для себя в предвыборной кампании Республиканской партии и на место в президентской администрации. Следует отметить, что данное обещание насчет работы так и не было выполнено.
Манафорта ожидает второе судебное дело, в котором его обвиняют в том, что он действовал как иностранный агент и солгал об этом, отвечая на вопросы федеральных властей. Вместе с ним по этому делу проходит Константин Килимник (Konstantin Kilimnik), который, по данным американских властей, живет в России и имеет связи с российской разведкой. Манафорт оказался в тюрьме месяц назад, и произошло это после того, как судья отказал ему в праве на домашний арест из-за обвинений в попытке оказать давление на свидетелей.
Однако этот московский контакт будет рассматриваться и в ходе первого судебного дела. Сторона обвинения намерена показать обширные контакты Манафорта с украинскими олигархами и политиками, которые имеют связи с Россией и которые поддерживали контакт с ним в то время, когда он был руководителем предвыборного штаба Трампа.
Одним из олигархов, имя которого, как ожидается, будет названо в ходе этого судебного дела, является Олег Дерипаска — союзник Владимира Путина и один из тех людей, кому Манафорт должен крупную сумму денег. Сторона обвинения утверждает, что Манафорт, став руководителем предвыборного штаба в 2016 году, спросил своего коллегу о том, как он мог бы использовать свою новую позицию для того, чтобы выйти из своего долгового кризиса и вновь «получить все».
В отношении «Русала», компании Дерипаски, ранее в этом году Соединенные Штаты ввели санкции из-за вмешательства России в американские выборы. Вводя эти санкции, американские власти сослались на его предполагаемые взятки, вымогательство и рэкет, на его связи с организованной преступностью, а также на отданный им приказ убить своего соперника по бизнесу. Дерипаска отвергает все эти обвинения.
Продолжают увеличиваться связи между судебным делом Манафорта и расследованием в отношении Трампа.
Гражданский иск Манафорта против Министерства юстиции США, в котором конкретно названы Мюллер и заместитель генерального прокурора Род Розенстайн (Rod Rosenstein) в качестве ответчиков, в понедельник был отклонен. Адвокаты Манафорта утверждали, что Розенстайн превысил свои полномочия, назначив Мюллера специальным прокурором, и что Мюллер превысил свои полномочия, выдвинув обвинения против Манафорта. Судебный иск Манаформа не дал результата, однако он оказался в русле наступления Трампа и его сторонников, которое было начато против расследования Мюллера и в котором особой мишенью является Розенстайн.
На этой неделе сторона обвинения представила 35 свидетелей и около 500 доказательств, которые должны подтвердить, что Манафорт получил 60 миллионов долларов (45 миллионов фунтов стерлингов) за свою работу на Украине и скрыл «значительную часть» этих денег от налоговых властей, а затем, возглавив предвыборную кампания Трампа, обманным путем получил еще миллионы долларов в виде банковских кредитов.
Рик Гейтс (Rick Gates), еще один советник в предвыборной команде Трампа, тоже активно сотрудничал с Манафортом на Украине, и, как ожидается, он может стать ключевым свидетелем обвинения по этому делу после заключенной им сделки с командой Мюллера.
Из 32 человек, которым были предъявлены обвинения в рамках расследования Мюллера, 31 были либо признаны виновными, либо являются россиянами, которые вряд ли могут быть экстрадированы для того, чтобы предстать перед американским судом. Единственным человеком, который был признан невиновным и дело которого было передано в суд, является Манафорт.
Если Манафорт будет признан виновным, он может провести весь остаток своей естественной жизни за решеткой — конечно, это произойдет лишь в том случае, если его не помилует Трамп. Это не гипотетический вопрос, а возможность, которой команда президента Соединенных Штатов может открыто воспользоваться. Когда Руди Джулиани, новому адвокату Белого дома, задали вопрос о возможности помилования Манафорта, он сказал: «Когда оно (расследование Мюллера) будет закончено, мы посмотрим: он же президент Соединенных Штатов, он сохраняет свое право на помилование, и никто не может лишить его этой возможности. Я не могу этого сделать, и я не хочу лишать его какой-либо прерогативы». Таким образом, вопрос о том, был ли Дональд Трамп человеком Кремля и его предпочтительным кандидатом на пост главы Белого дома, будет оказывать влияние на судебные дела Пола Манафорта. Ставки высоки с обеих сторон. Поражение Мюллера в Суде станет мощным стимулом для команды Трампа, которая рассчитывает закрыть расследование по поводу России. Тогда как победа в суде специального прокурора будет означать не только тюремный срок для первого высокопоставленного члена избирательной команды Трампа, но станет также еще одним шагом в направлении возможного импичмента Дональда Трампа.