29 июля 1921 года — известная дата темной истории XX века: именно в этот день Адольф Гитлер стал лидером партии нацистов. Во что это вылилось, известно всем. Но как Гитлер стал тем, кем стал? Как он пришел к нацизму?
В годы юности, проведенные в Вене, Гитлер видел себя скорее художником, чем политиком. Затем он стал воином: во время Первой мировой войны, в которой Гитлер с энтузиазмом участвовал, он, судя по всему, был способным, или, по крайней мере, старательным солдатом. Важно заметить, что он воевал за немецкую армию, хотя не был немецким гражданином, а был родом из Австро-Венгрии. Это, похоже, произошло из-за небрежности.
Когда разразилась война, Гитлер жил в Мюнхене и записался в баварскую армию, но там не трудились проверять гражданство. После того, как в 1919 году подписали Версальский мир, Гитлер стал одним из миллионов молодых европейцев — представителей «потерянного поколения» — которые искали свою новую идентичность, и он вовсе не обязательно должен был стать правым экстремистом. Если бы у Гитлера появились другие друзья, и он слушал бы других спикеров, вполне возможно, он оказался бы на другом конце политического спектра.
Первым сколь-нибудь определенным политическим течением, которым, по имеющимся данным, заинтересовался будущий фюрер в межвоенное время, стало социал-демократическое направление. Поскольку Гитлера наняли в армию на роль доверенного лица, он должен был следить за тем, чтобы солдаты его соединения были лояльны к новому режиму Баварии — а оно было социалистическим. Но сам Гитлер в первую очередь был верен своим офицерам и той жизни в казармах, которую он научился ценить. Когда ветер переменился, и баварская республика рухнула, Гитлер остался в армии (потому что это был его дом) и повернул нос по ветру.
Его дорога к нацизму тоже пролегала через армию, но не так, как можно подумать. Гитлер узнал своих будущих товарищей по партии, поскольку его офицеры поручили ему следить за ними. Летом 1919 года он согласился быть политическим агентом, работающим на армию, прошел короткое антикоммунистическое обучение и в сентябре получил задание проникнуть в ряды недавно образовавшейся организации, которая получила название «Немецкая рабочая партия» (Deutsche Arbeiterpartei, DAP). Вот так все и началось.
Когда Гитлер стал слушать дискуссии на встречах «Немецкой рабочей партии», он впервые всерьез заинтересовался политическими вопросами. Он проникся антисемитской, антикоммунистической, антикапиталистической и резко националистической атмосферой и не упускал случая высказать и отстоять свое мнение. Гитлеру не понадобилось много времени, чтобы понять, что у него есть талант оратора. Понял это и лидер партии Антон Дрекслер (Anton Drexler).
Офицеры Гитлера хотели, чтобы он подал заявку на вступление в партию — так стало бы еще удобнее следить за DAP. Гитлер послушался. Поскольку партия была маленькой, а сам он с усердием участвовал в собраниях, Гитлер быстро и без особых усилий продвинулся в партии и стал членом рабочего комитета. Когда DAP в последующие годы решила сменить название на Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (НСДАП), за этим, в том числе, стоял Гитлер. Также он продвигал идею использовать свастику в качестве символа партии.
31 марта 1920 года Гитлер ушел из армии и стал все свое время посвящать политике. Благодаря своим выдающимся ораторским способностям он привлекал тысячи слушателей на собрания тогда еще довольно слабой партии, и это делало его незаменимым. Это проявилось особенно сильно во время кризиса летом 1921 года, когда зачинщики государственного переворота попытались влить НСДАП в другую партию. Гитлер отказался, и пригрозил уйти. В конечном итоге все подчинились этой партийной звезде ораторского искусства, и 29 июля его избрали в качестве преемника Дрекслера на посту лидера партии.
А как сложилась судьба Антона Дрекслера? Его убили или запихнули в концентрационный лагерь? Ни то, ни другое. По сравнению со многими другими конкурентами Гитлера, он еще легко отделался. Дрекслер ушел из партии в 1923 году и присоединился к другим политическим течениям. Некоторое время он провел в Баварском парламенте, а в НСДАП вернулся лишь в 1933 году. Никакого политического влияния Дрекслер не имел и скончался в Мюнхене в феврале 1942 года.