Все произошло быстро, всего за одну неделю. Сначала вступили в силу санкции, которые были анонсированы в отношении Ирана, иранский риал за один-два дня достиг отметки 120 тысяч за один доллар. Затем и президент США Дональд Трамп, и его заместитель Майк Пенс (Mike Pence), запустив несколько антитурецких залпов подряд, сказали, что Турции придется несладко, если находящийся на скамье подсудимых американский пастор не будет освобожден. Лира пошла на спад и на момент написания этой статьи продолжает двигаться по нисходящей (один доллар равен 6,2 лиры).
Вслед за этим США объявили о введении новых экономических санкций против России из-за нападения на бывшего агента КГБ Сергея Скрипаля с применением химического оружия в марте этого года, за которое якобы ответственна Россия. После этого объявления рубль тоже претерпел быстрое падение (один доллар стал равен 67,7 рубля).
Очевидно, у этих трех стран, которые за одну неделю подошли к краю экономической пропасти, есть объединяющая особенность: они действуют совместно в Сирии так, чтобы не допустить краха правительства Башара Асада (в случае с Тайипом Эрдоганом — скрепя сердцем), и, по крайней мере сейчас, не позволяют создать курдское политическое образование в роли пешки США в регионе.
При рассмотрении с более широкой точки зрения можно видеть, что две из этих трех стран создают труднопреодолимые препятствия проекту «Большой Ближний Восток» (ББВ) в направлении своих национальных интересов.
Почему России важно препятствовать ББВ — понять нетрудно: хотя после распада СССР Россия на глобальном уровне утратила свою конкурентоспособность, на региональном уровне она по-прежнему видит такие цели США, как наращивание влияния, размещение военной силы, и имеет возможность применять способные помешать этому дипломатические, политические и экономические тактические действия.
А причины противостояния Ирана Америке даже нет нужды долго разбирать. Правительство Тегерана, которое начиная с революции 1979 года считает США «большим сатаной» и убеждено, что США особенно с подстрекательством администрации Трампа со стороны Израиля приступают к реализации в Иране плана по смене режима, воспринимает США как прямую угрозу своему национальному существованию и пытается препятствовать любому шагу США на Ближнем Востоке.
Из всех трех стран Турция находится в самой интересной ситуации. В свое время президент Тайип Эрдоган хвалился тем, что он является сопредседателем BOP, но когда Тайип Эрдоган и Фетхуллах Гюлен (Fethullah Gülen) перестали быть союзниками и стали врагами, Эрдоган начал ссориться и с покровительствующими Гюлену США. А может быть, США с началом этой вражды не увидели ничего зазорного в том, чтобы игнорировать тревоги руководства Партии справедливости и развития (ПСР) Турции, которое считалось функциональным, только пока оно держало защитный зонт над Гюленом и его джамаатом. Отныне каждый шаг правительства ПСР / Тайипа Эрдогана, посягающий на сеть Гюлена, ставшую FETÖ (террористической организацией Фетхуллаха Гюлена), начал оборачиваться риском потенциального спора / конфликта с Вашингтоном. Так, например, когда появилась информация о том, что один приближенный к руководству ПСР бизнесмен пытался вывезти Гюлена в Турцию, заплатив тысячи долларов первому советнику Трампа по национальной безопасности Майклу Флинну (Michael Flynn), в Вашингтоне это вызвало большое недоумение.
Почему сейчас?
Больше всего вопросов с точки зрения выбора администрацией Трампа момента для принятия решений о санкциях / карательных мерах в отношении Турции, России и Ирана вызывают новые экономические санкции против России, поскольку с момента отравления Сергея Скрипаля и его дочери прошло четыре месяца. Почему санкции были объявлены сейчас?
В дипломатии и международных отношениях такого рода события крайне редко могут носить случайный характер. С точки зрения общей перспективы не будет ошибкой утверждение о том, что выбор этих трех стран одновременно в качестве мишени соответствует скорее внутриполитическим расчетам США, чем их планам по реконструкции Сирии и в целом Ближнего Востока.
А именно — Трамп решил любой ценой выиграть выборы 2020 года и остаться хозяином Белого дома до 2024 года. Первое и крупнейшее препятствие, которое стоит перед ним на этом пути, — стремительно приближающиеся промежуточные выборы в Конгресс. В случае если на этих выборах, на которых будет полностью переизбираться Палата представителей и одна треть членов Сената, Демократическая партия станет контролировать даже одну из двух палат законодательного органа, под вопросом окажется не то что победа Трампа на выборах 2020 года, а даже возможность сохранить президентское кресло до этих выборов. Специальный прокурор Роберт Мюллер (Robert Mueller), который в настоящее время расследует вмешательство России в выборы 2016 года, продолжает быстро затягивать петлю на шее Трампа. Конгресс, оказавшийся после промежуточных выборов под контролем демократов, без труда сможет снять Трампа с должности. Поэтому до 6 ноября, когда состоятся промежуточные выборы, Трампу нужно показать и друзьям, и врагам, что его политика дает результат.
В этом контексте с обеспечением экстрадиции в США пастора путем оказания давления на Турцию Трамп угодит евангелистскому электорату. С вступлением в силу санкций против Ирана стали потирать руки еврейское лобби в США и правительство Нетаньяху в Израиле. А учитывая бурную реакцию, которую вызвали как у электората Республиканской партии, так и у разведорганизаций США заявления Трампа на совместной пресс-конференции после встречи с президентом России Владимиром Путиным в Хельсинки в прошлом месяце, санкции против России можно рассматривать как оливковую ветвь, протянутую этим кругам.
Цель санкций
Несомненно, важнейшими из санкционных решений Трампа, способными повлиять не только на региональные, но и глобальные балансы сил с долгосрочной и стратегической точек зрения, станут те, что направлены против Ирана. Хотя открыто об этом не говорится, не нужно быть прорицателем, чтобы понять, что эти санкции нацелены на свержение исламского режима в Иране.
Эксперты, которые внимательно следят за международной дипломатией, отмечают, что в случае свержения исламского режима в Иране ни у США, ни у какой-нибудь другой силы нет плана «Б» относительно того, какая может быть создана альтернатива правящей власти в этой стране. Но для Вашингтона, а точнее — ЦРУ, отсутствие готового альтернативного сценария, надо полагать, не является источником сколь-нибудь серьезного беспокойства. Пусть только начнется политический хаос, и западные разведывательные организации не преминут найти способ воспользоваться созданной нестабильностью. Хорошо ловить рыбу в мутной воде.