Чтобы понять историю Олега Сенцова, его политические взгляды и выдающуюся отвагу, нужно вернуться на десять лет в прошлое. Если точнее, в ночь с 7 на 8 августа 2008 года: впервые в истории Европы после Второй мировой войны одна страна (Россия) силой аннексировала часть территории другой (Грузия). Российской армии потребовалось всего пять дней, чтобы взять под контроль Южную Осетию и Абхазию, регионы Грузии. Европа и остальной мир воздержались от жесткой реакции, что создало у Владимира Путина чувство всесилия перед лицом «слабости и упадка Запада».
Поэтому он и не подумал останавливаться…
В феврале 2014 года на Украине проевропейские силы Майдана, в которых играл активную роль Олег Сенцов, добились смещения Виктора Януковича, инструмента Путина на вершине государственной власти. Ответ не заставил себя ждать. Месяц спустя Путин аннексировал Крым, поставив Украину перед угрозой войны. Европа же в очередной раз не продемонстрировала настоящей реакции, приняв по факту российский экспансионизм.
Именно в этот момент линии судьбы российского лидера и украинского режиссера встретились.
Потому что Олег Сенцов не стал ничего принимать
Он родился в столице Крыма Симферополе и жил там с женой и двумя детьми. Он работал над своей второй полнометражной картиной, которая была отложена в сторону на время Евромайдана. Он четко и во всеуслышание заявил о том, что думает об аннексии части его страны Россией. После первых смертей на Майдане, когда он готовился влиться в ряды демонстрантов, его мать спросила его: «Зачем тебе это? У тебя же двое детей!» Сенцов ответил: «Именно поэтому. Они не должны жить в рабском мире».
11 мая 2014 года он был задержан ФСБ при выходе из дома и переправлен в Россию вместе с тремя другими украинскими гражданами (Геннадий Афанасьев, Алексей Чирний и Александр Кольченко). Всех обвинили в терроризме и подготовке взрыва памятника Ленину и перешедших в руки России административных зданий.
«Сталинский» процесс
Прокуратура заявила, что Сенцов признал причастность к подготовке терактов. Он же возразил, что из него выбили признание: «Они надели мне пакет на голову, чтобы удушить. Четыре раза. Я видел такое в кино. Они избивали меня ногами и дубинками. Угрожали изнасиловать меня. А затем сжечь меня в лесу».
10 июня 2014 года деятели кино со всего мира потребовали освобождения Олега Сенцова. Впустую. После неоднократных отсрочек судебный процесс, который в «Международной амнистии» назвали «сталинским», завершился 25 августа 2015 года обвинительным приговором Сенцову. Россия сначала изменила его гражданство, чтобы получить право судить его, а затем дала ему 20 лет колонии за полярным кругом. Его товарища Александра Кольченко, анархиста, эколога и правозащитника, приговорили к 10 годам.
Со всего мира последовали петиции, как со стороны кинематографа, так и анархистских и интеллектуальных кругов. По просьбе европейских режиссеров крупнейшие кинофестивали предоставляли место в жюри Олегу Сенцову.
Как бы то ни было, руководство демократических государств, в первую очередь в Европе, предпочло хранить молчание и пустить все на самотек, как это было десять лет назад и как происходит сейчас на фоне оказанной Владимиром Путиным поддержки одной из самым кровавых диктатур современности, режиму Башара Асада, который несет ответственность за 350 тысяч погибших в семилетней гражданской войне в Сирии.
В такой обстановке руководство ФИФА дополнило собой список тех, кто играют на руку Путину, доверив тому проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года.
Сторонники Сенцова посчитали это возможностью для открытости. В голове не укладывалось, что в XXI веке западные демократии могут смириться с проведением этих соревнований в России, если та отправляет за решетку оппозиционеров вне зависимости от того, украинцы они или нет.
Как бы то ни было, права футбола встали выше прав народов.
Когда Олег Сенцов понял, что ради Чемпионата все закроют глаза на аннексированные территории и отправленных за решетку оппозиционеров, он решил не позволить Владимиру Путину свободно извлечь выгоду из мирового спортивного праздника, с помощью которого тот стремился добиться амнезии у Запада. Он хотел разрушить вездесущность Чемпионата в СМИ с помощью голодовки.
Компромиссы и малодушие европейских демократий
Именно это сделало его поступок значимым политическим шагом, который, вне зависимости от исхода, оставит след в истории молчания, компромиссов и малодушия европейских демократий перед лицом Владимира Путина на протяжение более десяти лет.
Олег Сенцов пошел на настоящий риск и поставил жизнь на кон. Это политическое решение, а не самоубийственная выходка. Он готовился как режиссер перед съемками. Он консультировался с врачом о том, как вести голодовку для того, чтобы его жест донес то, что он хотел донести. Он прекратил принимать пищу 14 мая 2018 года, в разгар Каннского фестиваля, зная, что фатальный исход может наступить во время Чемпионата мира.
Параллельно с этим расчет Владимира Путина оправдался. Западные лидеры ограничились формальными протестами, однако приехали в полном составе (не считая британцев, которые обвиняют Кремль в отравлении бывшего агента ФСБ на своей территории).
Эммануэль Макрон публично говорил в конце мая об Олеге Сенцове на встрече и пресс-конференции с Владимиром Путиным. Российский коллега выслушал его с непроницаемым лицом и сделал вид, что ничего не знает ни о каком Сенцове. Как бы то ни было, сборная Франции прошла в финал, и президент Франции вновь отправился на проходившие в России соревнования. Тогда он вновь упомянул Олега Сенцова. История покажет, кто из двух лидеров в конечном итоге сыграл другому на руку.
Ценности XXI века
Если бы участники «Пусси Райот» не пробрались на поле во время финала, все запомнили бы только «великолепную организацию» этого Чемпионата мира, о которой до тошноты твердили президент ФИФА и практически все СМИ.
Олег Сенцов может погибнуть в любой момент, на счету каждая минута.
Если сейчас еще и можно что-то спасти от политических позиций европейских демократий, все будет окончательно потеряно со смертью Олега Сенцова. Своей борьбой (причем без их реальной поддержки) Сенцов показал то, чем должны быть ценности XXI века для того, чтобы демократии не повторяли ошибок ХХ века, подкармливая чудовищ, которые захотят их пожрать.
Сегодня, на 100-й день его голодовки, мы повторяем наш призыв к европейским лидерам для того, чтобы те задействовали все силы и средства давления для незамедлительного освобождения украинского режиссера Олега Сенцова.
Первые подписавшие:
Жак Одияр (Jacques Audiard), деятель кино;
Люка Бельво (Lucas Belvaux), деятель кино;
Жюли Бертуччелли (Julie Bertuccelli), деятель кино;
Бертран Бонелло (Bertrand Bonello), деятель кино;
Брижитт Бушар (Brigitte Bouchard), издатель;
Фредерик Буайе (Frédéric Boyer), писатель и издатель;
Реми Браг (Rémi Brague), философ;
Женевьева Бризак (Geneviève Brisac), издатель и писатель;
Паскаль Брюкнер (Pascal Bruckner), философ;
Доминик Кабрера (Dominique Cabrera), деятель кино;
Робен Кампийо (Robin Campillo), деятель кино;
Лоран Канте (Laurent Cantet), деятель кино;
Филипп Клодель (Philippe Claudel), писатель и деятель кино;
Андре Конт-Спонвиль (André Comte-Sponville), философ;
Катрин Корсини (Catherine Corsini), деятель кино;
Франсуа Крокетт (François Croquette), правозащитник;
Мари Даррьесек (Marie Darrieussecq), писатель;
Арно Деплешен (Arnaud Desplechin), деятель кино;
Сулейман Башир Диагн (Souleymane Bachir Diagne), философ;
Алис Диоп (Alice Diop), деятель кино;
Мишель Эльчанинофф (Michel Eltchaninoff), философ;
Дидье Эрибон (Didier Eribon), философ;
Анни Эрно (Annie Ernaux), писатель;
Аделаида Фабр (Adélaïde Fabre), культуролог;
Эрик Фассен (Eric Fassin), социолог;
Филипп Фокон (Philippe Faucon), деятель кино;
Паскаль Ферран (Pascale Ferran), деятель кино;
Эммануэль Финкель (Emmanuel Finkiel), деятель кино;
Элен Фраппа (Hélène Frappat), философ писатель;
Жан-Люк Годар (Jean-Luc Godard), деятель кино;
Янн Гонсалес (Yann Gonzalez), деятель кино;
Джоана Хаджитомас (Joana Hadjithomas), деятель кино;
Рашид Хами (Rachid Hami), деятель кино;
Жан Атцфельд (Jean Hatzfeld), журналист;
Тома Жанко (Thomas Jenkoe), деятель кино;
Вергин Китон (Vergine Keaton), режиссер;
Хелена Клотц (Héléna Klotz), деятель кино;
Жоффруа де Лагаснери (Geoffroy de Lagasnerie), философ;
Александр Ланса (Alexandre Lança), деятель кино;
Пьер Леметр (Pierre Lemaitre), писатель;
Джонатан Литтелл (Jonathan Littell), писатель;
Эдуар Луи (Edouard Louis), писатель;
Патрисия Мазюи (Patricia Mazuy), режиссер;
Андре Маркович (André Markowicz), переводчик;
Анн-Мари Мьевиль (Anne-Marie Miéville), деятель кино;
Джонатан Мийе (Jonathan Millet), деятель кино;
Франсуа Озон (François Ozon), деятель кино;
Ритхи Пань, деятель кино;
Элоиза Пеллоке (Héloïse Pelloquet), деятель кино;
Тьерри де Перетти (Thierry de Peretti), деятель кино;
Николя Филибер (Nicolas Philibert), деятель кино;
Кателл Киллевере (Katell Quillévéré), деятель кино;
Лола Киврон (Lola Quiveron), деятель кино;
Кристоф Рюжжья (Christophe Ruggia), деятель кино;
Сергей Салов, пианист;
Пьер Шеллер (Pierre Schoeller), деятель кино;
Жак Семелен (Jacques Sémelin), историк;
Флоранс Сейво (Florence Seyvos), писатель;
Кристиан Тобира (Christiane Taubira), бывший министр юстиции;
Бертран Тавернье (Bertrand Tavernier), деятель кино;
Дельфин де Виган (Delphine de Vigan), писатель;
Режи Варгнье (Régis Wargnier), деятель кино;
Фредерик Ворм (Frédéric Worms), философ;
Славой Жижек (Slavoj Zizek), философ.