В то время, как Киев и Москва ведут схватку на полях сражений на Востоке Украины, появился новый фронт — в религиозной сфере. В этом году украинский президент Петр Порошенко начал кампанию, цель которой убедить Вселенского патриарха Варфоломея предоставить украинским священникам полную независимость от Русской православной церкви.
Украинские политики видят в декларации под названием «Томос об автокефалии» ключевой шаг для консолидации национальной идентичности украинцев. Российские религиозные лидеры называют это атакой против православного христианского единства, которую они хотят остановить.
В разгар клерикальной битвы журналисты Associated Press разоблачили кибератаки и кибершпионаж, который Россия ведет против патриарха Варфоломея и его ближайших клериков. Если послушать религиозных лидеров в Москве, то отделение УПЦ от Русской Церкви — это якобы худший раскол со времен распада христианства на восточную и католическую церковь около тысячи лет назад.
«Этот ошибочный шаг можно сравнить лишь с разделением на Запад и Восток в 1054 году. Если это произойдет, православное единство будет похоронено», — сказал изданию епископ РПЦ Иларион Алфеев. Однако, прежде всего, автокефалия Украинской Церкви резко сократит масштаб и влиятельность РПЦ. Несмотря на то, что население Украины в несколько раз меньше, чем в России, украинцы более набожны, чем русские. И из 35 тысяч храмов РПЦ треть расположена именно на украинской земле.
Кроме того, Русская Православная Церковь потеряет связь с древними традициями украинских древних соборов и монастырей. И это будет мощный символический удар для нее. «Потеря Украины будет унизительной. Московский патриархат потеряет около 600 лет своей истории», — сказала независимый исследователь Катя Рихтерс.
Хотя ситуация кажется логичной, она все равно не простая. Во-первых, она сталкивается с богословскими спорами относительно того, кто имеет право провозглашать независимость Церквей. Однако, есть и философские причины сохранить украинскую и русскую Церкви в связи. Библия призывает христиан к единству. Глобальная православная община уже и так очень раздроблена. И мало кто из православных лидеров радуются тому, что две крупнейшие православные конфессии в мире могут разойтись в разные стороны.
На Украине процесс борьбы за независимость Церкви сильно подпитывается светской войной России против Украины на Донбассе. Вселенская Православная Церковь тоже оказалась перед сложным давлением. Патриарху Варфоломею 78 лет, и он сомневается, хочет ли он оставить церковный раскол своим наследием. «Не думаю, что Варфоломей хочет войти в историю как патриарх, который разделил свою Церковь», — сказал профессор восточного религиоведения факультета католической теологии Университета Мюнстера Томас Бремер.
Украина ожидает, что Вселенский патриархат все же сделает большой шаг и передаст «Томос об автокефалии». Украинский комментатор Катерина Крук в статье для Atlantic Council писала, что дело почти сделано. Рихтерс призывает к осторожности. «Украинцы очень ждут Томос об автокефалии в начале сентября. Но и 10 лет назад они тоже этого ждали с уверенностью, однако ничего не произошло», — напомнила она.
Многие эксперты считают, что поездка московского патриарха в Стамбул на этой неделе — это проявление тревоги России. «Этот визит не случаен. Они очень нервничают», — сказал профессор религиозных исследований Эрфуртского университета Василиос Макридес.
Пока не известно, повлияет ли разоблачение российского шпионажа и кибератак против Вселенского патриархата как-то на украинско-российских конфликт за автокефалию. Однако, по мнению Рихтерс, это может усилить эмоции, которые и без того бушуют по обе стороны. «Хакерские атаки однозначно будут расценены как враждебные, бестактные и аморальные», — сказала она.