Трава сочного зеленого цвета, подобно одеялу укрывает землю, цветущая вишня простирает свои ветви, повсюду кружат пестрые бабочки, посередине лужайки находится кабинка, полностью выполненная из прозрачного стекла, а в ее центре располагается унитаз. Это и есть «японские прозрачные общественные туалеты», которые широко обсуждаются в китайских медиа и интернете. Разработанный известным японским архитектором Фудзимото, он получил название Toilet in Nature (Туалет на природе — прим. перевод.). Площадь конструкции составляет 200 квадратных метров, что делает ее «самым большим в мире туалетом».
Испытывая невероятное любопытство и удивление при виде такого открытого туалета, вы когда-нибудь задумывались над тем, зачем японцам понадобилось создавать такой туалет?
Степень чистоты, а также эргономичный дизайн деталей японских туалетов произвели глубокое впечатление на иностранных туристов, приехавших в Японию. Японские интернет СМИ (madameriri.com) попытались выделить «14 деталей японских туалетов, которые произвели неизгладимое впечатление на иностранцев», к ним отнесли: TOTO Washlet, «Иньцзи» (устройство, разработанное для маскировки звуков, издаваемых при походе в туалет), пеленальный столик и другое уникальное оборудование японских туалетов, которое сейчас приводит в восторг многих иностранцев, включая и китайцев. На днях в китайских СМИ даже был опубликован специальный материал, в котором рассказывалось о том, почему японские туалеты «признаны номером один в мире».
Причиной, по которой японские туалеты приковывают к себе взгляд со всех уголков мира и которая даже выдвигает их на «мировой пьедестал», можно назвать то, что они в полной мере стали частью японской культуры и лучше всего характеризуют внутренний мир японцев. Как отражаются эти особенности? Интернет-портал «Японских экономических новостей» на китайском языке путем систематизации и обобщения репортажей «Японских экономических новостей», а также сведений, опубликованных на официальном сайте японского производителя сантехники TOTO, введет вас в курс дела.
«Радушие унитаза»
«В уборной живет прекрасная богиня, если чистить туалет каждый день, то после взросления можно превратиться в такую же прекрасную девушку, как эта богиня» — отрывок из песни «Богиня в туалете», которая в 2010 году прозвучала в японском музыкальном новогоднем шоу «Кохаку ута гассэн». Автор и исполнительница песни Кана Уэмура стала популярной в Японии. Позже она также опубликовала одноименный роман, который позднее был экранизирован.
Опираясь на текст песни, туалет, по мнению японцев, является чуть ли не местом, в котором обитают святые. Поняв это, возможно, будет проще и понять то, почему японские туалеты всегда чистые, а также почему японцы в вопросе туалетов стремятся к гуманизации.
Конечно, японцы на этом не ограничились. За стремлением оснастить туалеты различными деталями на самом деле кроется суть японской культуры: «радушный прием», продуманный до мельчайших деталей; «бережливость», при которой непозволительны никакие лишние траты; «не причинять неудобства другим», когда человек постоянно думает о других людях.
На официальном сайте японского производителя сантехники TOTO можно найти и посмотреть короткий видеоролик, снятый специально для иностранцев. Он называется «Культура и этикет японских туалетов». В этом ролике-аниме рассказывается о различных функциях и деталях продукта TOTO Washlet, использующего теплую воду для его очистки, а также даются сведения о японской культуре и этикете, которые несет в себе данное устройство.
В ролике говорится, что, приехав в Японию, обязательно столкнешься как с тем, что двери такси автоматически открываются перед пассажирами, так и с тем, что продавец при встрече отвешивает покупателю поклон. В Японии можно получить удовольствие от использования унитаза, крышка которого автоматически откидывается при приближении, нагретой TOTO Washlet и разнообразным высокотехнологичным «сервисом», внедренным в унитазы. Другими словами, «радушный прием» японцев, продуманный до мельчайших деталей, был успешно реализован в их унитазах.
Другим примером служит функция «Иньцзи». Считается, что одной из причин развития данной функции является то, что раннее, когда японские женщины ходили в туалет, чтобы скрыть звук, вызывающий смущение, они спускали воду два раза — во время и после пользования туалетом. Функция «Иньцзи» позволила уменьшить количество спуска воды до одного раза. Так, эта функция также в полной мере отразила другую сторону культуры Японии — стремление к «бережливости».
Кроме этого в электронной крышке TOTO Washlet присутствует функция самоочищения и дезинфекции форсунки. Говорят, что как японские ученики начальной школы после занятий стремятся убрать класс, так и японские монахи каждый день до блеска тряпками моют пол в храмах. В данной функции проявились концепции японцев: «сохранять и соблюдать чистоту, чтобы другому человеку было удобно пользоваться», «не причинять неудобства другим».
«Дух мастера», стоящий за разработкой электронной крышки
TOTO можно считать одним из самых известных японских производителей сантехники, в 2017 году компания отметила 100-летний юбилей. Разработанная компанией сантехника и инновационные технологии, к которым относятся унитаз с теплым смывом, унитаз без бака, постоянно направляют развитие культуры японских туалетов.
Несомненно, несложно заметить, что за исследованием и разработкой всех этих функций стоит тщательный подход японских мастеров, их внимательность к деталям и преданность делу.
По состоянию на 2015 год общий объем поставок электронной крышки TOTO Washlet с теплым смывом, разработанной TOTO, превысил 40 миллионов экземпляров, продукция компании продается в более чем 80 странах и регионах по всему миру. В Японии коэффициент распространения среди обычных семей достиг 80%.
Первое поколение TOTO Washlet появилось 38 лет назад, в 1980 году. Его разработка началась с измерения положения заднего прохода при сидении на унитазе. Тогда отдел развития созвал сотрудников компании для осуществления совместной работы. Разработчик протащил проволоку через центральное отверстие унитаза, и сотрудники, принимающие участие в измерении, по очереди садились на него и наклеивали наклейку на место совмещения заднего прохода и проволоки, таким образом, маркируя его положение. Несмотря на то, что все это было необходимо ради работы, однако это послужило причиной возмущений многих сотрудников. Разработчики были вынуждены пойти на уговоры, и благодаря их стараниям были успешно собраны данные о 300 сотрудниках, включая женщин.
Оптимальная температура воды, используемая TOTO Washlet для очистки, также определялась на основе сотен испытаний. При поиске наиболее подходящей температуры могла использоваться только теплая вода, которой ополаскивались ягодицы сотрудников, которые принимали участие в данном испытании. Затем температура воды медленно повышалась по 0,1 градуса Цельсия, велась непрерывная запись данных о температуре и ощущениях испытуемых. Именно в ходе таких многократных испытаний и детальной настройки, угол форсунки TOTO Washlet был окончательно определен как угол в 43 градуса, а температура воды — 38 градусов по Цельсию. Эти данные считаются «золотым законом», который действует в компании до сих пор.
Есть еще один пример — разработанный фирмой TOTO унитаз, который должен был «сократить время очистки». Сама концепция была разработана около 20 лет назад. Отдел исследований и разработок TOTO продолжал разработку и в 1999 году окончательно сформировал концепцию «умных технологий очищения». С внешней стороны разработчики нанесли стекло поверх эмали, что позволило снизить прилипание отходов ко внешней стороне унитаза до одной тысячной. При использовании нанотехнологий его поверхность стала гладкой, что сделало прилипание грязи и накипи невозможным. Для того, чтобы найти лучшую комбинацию сырья для создания гладкого и блестящего стекла, отдел исследований и разработок TOTO проводил многократные эксперименты по обжигу и за полгода изготовил свыше двух тысяч изделий.
Сотрудники TOTO также усиленно занимались разработкой технологии экономии воды в унитазе. После того как они использовали суперкомпьютер для анализа водных потоков в унитазе, стали работать над типом струи и внешним видом внутренней части унитаза, на последнем этапе они разработали более легкий способ очистки от грязи. Говорят, что до 1975 года унитаз использовал 20 литров воды при каждом смывании, теперь же ему достаточно менее четырех литров.
Из всех этих разработанных деталей и историй нетрудно заметить, что продуманный дизайн и практические функции японских туалетов — это вовсе не озарение, внезапно снизошедшее на японских мастеров, это их мечты, которые они воплотили в реальность, их стремления к высшим духовным основам и результат упорных стараний. Все это является концентрированным проявлением духа японских мастеров.