Основные моменты:
- По мере интенсификации украино-российского противостояния на востоке Украины Азовское море станет новой ареной раздора.
- Как Украина, так и Россия увеличат свое военное присутствие в море, а Киев уже объявил о планах создания там до конца года новой военно-морской базы.
- Наращивание военной мощи может привести к росту экономической дезинтеграции судоходства на море и поблизости от него.
- Россия сильнее Украины на море, но мощная поддержка Киева со стороны США может изменить ситуацию в регионе.
Украино-российский конфликт до сих пор ограничивался сухопутными столкновениями за контроль над восточной Украиной. Однако недавние события свидетельствуют о том, что идущая уже пятый год война вскоре может перекинуться на море. 16 сентября украинское правительство объявило о планах создать до конца года военно-морскую базу на Азовском море. Это произошло за четыре дня до того, как президент Петр Порошенко подтвердил намерения Киева в своем выступлении перед парламентом. Данные заявления звучат на фоне наращивания на Азовском море военных сил как Украины, так и России, что частично спровоцировано строительством Москвой моста между Крымом и материковой Россией. Мост позволяет последней преследовать украинские суда в рамках более крупных ограничений на судоходство. В результате роста напряженности на Азовском море теперь вполне возможно обострение, особенно если свой вес в конфликт также привнесут Соединенные Штаты.
Развертывание флота
8 сентября Украина объявила о размещении двух бронированных артиллерийских катеров в портовом городе Бердянске. Это произошло примерно через неделю после того, как командующий украинскими военно-морскими силами сказал, что страна отправит в район моря больше кораблей, морских пехотинцев и артиллерии. А чтобы поддержать наращивание группировки военно-морского флота, командующий сухопутными войсками Украины генерал-полковник Сергей Попко 12 сентября заявил, что Украина будет держать сухопутные войска вблизи моря на фоне планов создания постоянных структур территориальной обороны и размещения ракетных и артиллерийских сил, а также военно-воздушных сил «для обеспечения надежной защиты побережья». В свою очередь Россия, как сообщается, в последние месяцы перебросила из Каспийского в Азовское море, по меньшей мере, 10 боевых кораблей и до 40 патрульных катеров.
Что касается общих сил военно-морского флота в черноморском регионе, то Россия находится в гораздо более сильном положении, чем Украина. Украинский флот насчитывает 66 боевых и вспомогательных военно-морских подразделений, а также около 11 тысяч военнослужащих. Напротив, Черноморский флот России со штаб-квартирой в Севастополе имеет в своем распоряжении более 2,8 тысячи кораблей и судов, а также 25 тысяч военнослужащих. И несоответствие наблюдается не только в количестве, но и в качестве: украинские корабли намного меньше и слабее, чем у их российских противников.
В настоящее время на Азовском море у России имеется 40 боевых кораблей, хотя Москва не дислоцировала их там постоянно. Вместо этого она может перемещать свои корабли между Азовским и Черным морями по мере необходимости. В то же время Россия также разместила 40 тысяч военнослужащих в Крыму.
Киев также страдает от того, что после Евромайдана в 2014 году потерял портовый город Севастополь в результате аннексии Москвой Крыма, что заставило украинские власти перенести свою основную военно-морскую базу в Одессу. В настоящее время Украина имеет присутствие на Азовском море, но развертывание относительно невелико — всего два отряда береговой охраны в Бердянске и Мариуполе, которые используют только небольшие и устаревшие патрульные катера.
Мост, возводящий преграды
Азовское море имеет решающее значение для экономики Украины — возможно, даже большее с тех пор, как Киев потерял Крым, — потому что через водоем теперь проходит 80% экспорта страны. После аннексии Москвой Крыма через Бердянск и Мариуполь была направлена часть грузопотока, который ранее шел в украинские порты полуострова. Но строительство Москвой нового моста через Керченский пролив, единственный проход между Азовским и Черным морями, сократило грузоперевозки в украинские порты — и спровоцировало наращивание обеими странами военной мощи.
В результате грузопоток из Мариуполя сократился на 27% — с более чем 8,9 миллиона тонн в 2015 году до 6,5 миллиона тонн в 2017 году, а из Бердянска — на 47%, с 4,5 миллиона тонн в 2015 году до всего лишь 2,4 миллиона тонн в 2017 году. До конфликта на Украине грузопоток был значительно выше: только в 2013 году через Мариуполь проходило 15 миллионов тонн грузов.
В последние месяцы Россия оборвала еще больше грузовых перевозок из Украины, остановив 148 судов, отправляющихся в украинские порты в период с мая по середину июля, сообщил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян. В общей сложности действия России обходятся Украине в 20-40 миллионов долларов ежегодно, и хотя они еще не привели к дефициту поставок, в будущем расходы могут возрасти. В ответ Порошенко обвинил Россию в нарушении международного права, что побудило Украину в дополнение к более широкому развертыванию военно-морских сил в этом районе подать против Москвы иски в международные арбитражные суды.
Море между Востоком и Западом
Наращивание военной мощи и рост напряженности между Россией и Украиной на море происходят на фоне более широкого противостояния между Москвой и Западом за саму Украину. Соединенные Штаты и Европейский Союз продлили и усилили санкции против России из-за конфликта на Украине. В то же время различные стороны конфликта не смогли добиться прогресса в переговорах по миротворческим силам ООН в Донбассе из-за разногласий между Россией и Западом по поводу их целей и пределов полномочий.
Между тем интенсивность боевых действий на востоке Украины возросла после убийства в конце августа донецкого лидера Александра Захарченко — инцидента, который нарушил соглашение о прекращении огня, заключенного, чтобы отметить начало учебного года. После убийства Захарченко Россия заявила, что у нее больше нет планов встретиться в ближайшее время в формате «нормандской четверки» — группы, которая объединяет Россию, Украину, Германию и Францию в рамках более широкого политического компонента переговоров. Впрочем, Москва подтвердила, что не будет полностью отказываться от Минского процесса — конъюнктурной составляющей переговоров с участием России, Украины и Запада.
Тем временем Украина пересматривает или расторгает многие из договоров с Россией, преследуя долгосрочную цель разрыва своих связей с Москвой. В качестве первого шага, как заявил министр иностранных дел Павел Климкин, Киев планирует выйти из соглашения об использовании Азовского моря.
Выход на сцену Вашингтона?
Как и в случае конфликта на востоке Украины, позиция США по вопросу поддержки Украины в наращивании ею сил на Азовском море будет иметь решающее значение в урегулировании растущей напряженности в украинском конфликте. После Евромайдана Соединенные Штаты нарастили объемы помощи Украине в области безопасности, направив в страну летальное оружие, в частности, противотанковые ракетные комплексы «Джавелин», а также приняли участие в совместных с восточноевропейским союзником военных учениях. Госдепартамент США осудил предполагаемое «преследование Россией международного судоходства» на Азовском море, в то время как пресс-секретарь департамента Хизер Науэрт обвинила Россию в попытке дестабилизировать Украину посредством создания помех торговым кораблям. На этом фоне спецпосланник США на Украине Курт Волкер на прошлой неделе посетил Киев и заявил, что Вашингтон рассматривает возможность отправки большего количества летального оружия, хотя пока не ясно, будет ли такое оружие иметь прямую связь с Азовским морем.
В конечном счете, однако, в краткосрочной перспективе Соединенные Штаты мало что могут реально сделать в отношении ВМС Украины, потому что они попросту слишком слабы в сравнении со своим российским коллегой. Вашингтон, как и Брюссель, потенциально мог бы помочь Киеву другими средствами через предоставление финансовой помощи или портовых инвестиций, что позволило бы компенсировать Украине часть своих потерь. В качестве альтернативы, если Соединенные Штаты решат продемонстрировать свою поддержку Украине более осязаемо, — например, отправив военно-морские суда для посещения азовских портов страны, — это способно изменить характер конфликта.
Точно так же, как растет риск эскалации сухопутного конфликта на востоке Украины, по мере развертывания военно-морских сил на Азовском море увеличивается и потенциальная возможность морских столкновений между Киевом и Москвой. Поскольку Украину раздражают ограничения, которые Россия наложила на ее судоходство, вопросы об использовании моря будут вырисовываться в свете более широкого противостояния между Кремлем и Западом за Украину, особенно когда Вашингтон размышляет о том, стоит ли более решительно вступать в конфликт на стороне Киева.