Значительная часть иностранных наемников, которые после переговоров президентов России и Турции покинут сирийскую провинцию Идлиб, рано или поздно окажутся в Европе, став мигрантами. Некоторые из них останутся на Балканах, где могут создать угрозу для безопасности региона.
Об этом в интервью говорит Николай Плотников, глава Центра научно-аналитической информации Института востоковедения РАН. Плотников — генерал-майор запаса, доктор политических наук и специалист по Ближнему Востоку, миграции и международному терроризму. По его словам, существует несколько факторов, которые могут привести к тому, что часть джихадистов осядет на Балканах.
Николай Плотников: Прежде всего, этому способствуют слабые режимы в некоторых странах бывшей Югославии и тот факт, что в них нет строгих законов, запрещающих вербовку на войну в других странах. Не секрет, что после войны в бывшей Югославии осталось большое количество оружия, и Балканы традиционно являются основной трассой для контрабанды афганского героина. Все это важно, поскольку террористы зарабатывают, прежде всего, на торговле наркотиками, людьми и органами. Думаю, что сербской полиции и органам безопасности об этом известно куда больше.
Вечерње новости: Насколько опасны те, кто возвращается с сирийской войны, для европейских стран?
— Как говорят в России, как волка ни корми, он все в лес смотрит. Эти люди так просто не откажутся от своих намерений. Террористические акты в Германии, Франции, Швеции, Финляндии это подтверждают. Перед праздником Курбан-байрам распространялось послание, приписываемое лидеру «Исламского государства»* аль-Багдади, который якобы все еще жив. В этом послании он призывает боевиков отправляться в европейские страны и вести там войну с христианами.
— Есть ли у Вас данные о гражданах балканских стран, которые воевали на стороне сирийской вооруженной оппозиции?
— Недавно мы начали заниматься гражданами балканских стран, так как это очень интересный феномен. По нашим данным, на стороне «Аль-Каиды»* в Сирии воевали граждане Косово, Боснии и Герцеговины, Македонии, Черногории… Во время одного визита в Алеппо, после освобождения в 2016 году, сирийские курды передали нам копии сирийского и хорватского паспортов, в которых была фотография одного и того же человека. Он погиб, воюя на стороне террористов. Среди боевиков, которые проходят лечение в военных госпиталях Израиля, были граждане Боснии и Герцеговины и Косово. Израильтяне заявили нам, что для них они пациенты и что не вдаются в детали (экстремисты они или кто-то другой), но нам подтвердили, что у них лечились выходцы из бывшей Югославии.
— Вы упомянули о крепких связах между исламскими радикалами и организованной преступностью.
— Вербовка в ряды «Исламского государства» превратилась в отличный бизнес. Свою выгоду от войны в Сирии и Ираке извлекают и «черные трансплантологи». Например, нам известно, что они целенаправленно отбирали молодых мужчин для войны в Сирии, но в бой их не отправляли. Их хорошо кормили и следили за ними, а потом, когда нужно, убивали и извлекали органы.
— Представляют ли радикальные исламисты опасность для России и соседних с нею стран?
— Часть боевиков через Пакистан перебирается в Афганистан, где они уже появились в отрядах «Исламского государства». Они хорошо вооружены, держатся малыми группами и избегают конфликтов с афганскими войсками. Как нам кажется, они ждут чье-то команды, чтобы дестабилизировать ситуацию в странах Центральной Азии. Это нам подтверждает и афганский Институт стратегических исследований.
— Что ожидает нас, когда война в Сирии наконец-то завершится? Ослабнет ли давление мигрантов на Европу?
— Президент России уже выступил с инициативой, направленной на возвращение мигрантов в Сирию. Россия обратилась ко всем странам, где сейчас находятся сирийские беженцы, чтобы мы вместе помогли им вернуться в их страну. К сожалению, европейские страны не откликнулись на этот призыв. Они решили действовать по принципу «лучше выстрелить себе в ногу, чем пойти навстречу России». Придется трудно, но процесс возвращения мигрантов уже начался. Чтобы он успешно завершился, нужно создать определенные условия. Однако проблема в том, что, кроме России и организаций в рамках ООН, в этом никто не участвует. ЕС официально заявил, что не хочет помогать режиму Асада. Но какая связь между Асадом и людьми, которые пострадали от войны? Ваша страна тоже когда-то пострадала, поэтому вам об этом известно как никому другому. Я хочу отметить, что ваша страна оказала Сирии гуманитарную помощь.
Ближе сербов у нас никого нет
— На Западе все чаще говорят о «вредном влиянии России на Балканах». Что Вы об этом думаете?
— Россия и Сербия давно поддерживают дружественные отношения. Мой предок, казак, воевал в рядах черногорской конницы в войне за освобождение от Турции. Вам лучше всех известно, какую роль Россия играла в 20 веке, и не случайно, что в Белграде стоит памятник царю Николаю Второму. Для нас сербы всегда были народом одной с нами крови, и ближе сербов на Балканах у нас никого нет.
* запрещенная в РФ террористическая организация