Атака России против Украины разворачивается на военном, экономическом и дипломатическом фронтах. Но Владимир Путин развязал еще одну менее заметную войну против религиозного суверенитета соседней страны. И чтобы понять ее, стоит оценить саму структуру православного христианства.
Мировое православие состоит из 14 автокефальных, то есть самоуправляемых, церквей. Религия и национальные идентичности часто накладываются друг на друга, как, к примеру, в случае России, Румынии, Болгарии и Грузии. Каждая национальная церковь подчинена определенному патриархату, а вселенский патриарх Константинополя считается первым среди равных. На протяжении последних столетий украинских верующих относили к российской православной церкви.
Но вскоре после распада СССР в 1991 году совет епископов на Украине провозгласил церковную независимость от России. В 90-х лидер Украинской православной церкви Филарет попал под сильное давление со стороны Москвы, которая требовала, чтобы он отступил. Но он отказался. В 1997 году патриарх РПЦ провозгласил, что Филарета отлучили от Церкви и провозгласил всех последователей УПЦ «раскольниками».
Связь между Кремлем и Московским патриархатом стара, как сама Россия. На протяжении всей истории РПЦ подчинялась государству и была непоколебимым сторонником автократии. С 15 века церковь обеспечивала московских правителей политической теологией божественного назначения, определяя Москву как «второй Иерусалим» и «третий Рим». Ведь Константинополь был вторым.
Появление атеистического СССР в 1922 году стало мощным ударом по русской Церкви. Государство конфисковало наиболее ценную церковную собственность, уничтожило многочисленные храмы, а некоторые из них превратило в склады. Колокольни использовались в качестве станций для подавления сигналов Би-би-си и «Голоса Америки», которые пытались пробиться к приемникам советских граждан. Большинство семинарий не пережили советский период. Те же, кто смог уцелеть, воспитали небольшое количество священников.
КГБ инфильтровало их для использования в продвижении советских государственных интересов за рубежом. Во время короткого демократического эксперимента в России на протяжении 90-х годов Церковь быстро возродилась после десятилетий подавления. Но при президентстве Владимира Путина государство снова подчинило ее себе. Кремль использует РПЦ как главную объединяющую силу в стране и обеспечивает священников финансами. За это РПЦ активно продвигает идеи так называемого «русского мира», согласно которым Кремль выставляется в роли защитника россиян за пределами РФ.
Патриарх Кирилл назвал эру Путина «чудом Господним». Перспектива того, что Церковь на Украине получит автокефалию, означает, что РПЦ потеряет собственность на миллионы долларов, а заодно и влияние на тысячи украинских священников. Москва утратит власть над несколькими миллионами украинцев. Самое важное — то, что это полностью уничтожит российские претензии на роль лидера православного мира.
Все попытки России надавить на Константинополь и заставить его не давать томос об автокефалии Украине не удались. В ход пошли хакерские атаки, угрозы и типичное для Москвы запугивание. Но все это не сработало. Геополитические усилия Путина превратить Украину в послушного сателлита дали противоположный эффект и лишь усилили украинскую национальную идентичность. Российский духовный империализм также привел к сокращению РПЦ. Экспансионистская политика — духовная и светская — принесла России лишь еще большую изоляцию.