Члены НАТО, как сообщил генеральный секретарь этой организации Йенс Столтенберг, пришли к мнению, что Россия, разворачивая ракеты 9М729, нарушает Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Эти слова имеют большое значение, поскольку следующим шагом должно стать внедрение конкретных ответных мер.
«Все члены Альянса согласны с тем, что Россия нарушает данный договор», — заявил Столтенберг и призвал Москву прояснить ситуацию с ракетами 9М729. Это уже не первое заявление Альянса на эту тему. Заявление похожего содержания появилось уже в заключительном коммюнике брюссельского саммита НАТО, но сейчас, благодаря тому, что об этом заговорил генеральный секретарь, тема стала предметом активного обсуждения аналитиков и прессы.
9М729 — это крылатая ракета, использующаяся в комплексах «Искандер», дальность полета которой составляет более 2 тысяч километров. Предположительно, по своей конструкции она напоминает ракеты комплекса «Калибр НК», при помощи которых россияне с надводных и подводных кораблей наносили удары по Сирии. Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, заключенный между СССР и США в 1987 году, касается, однако, ракет наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров.
Процессу поступления ракеты 9М729 на вооружение сопутствовала масштабная кампания по дезинформации. Как отметил Столтенберг, россияне лишь недавно признали, что такое оружие у них есть. Ранее они говорили о похожей, более легкой ракете 9M728 с радиусом действия, ограниченным до 500 километров (то есть не нарушающей требования договора), что позволило им хотя бы отчасти скрыть от общественности наличие «запрещенных» ракет.
О том, что Россия нарушает договор РСМД, американцы сообщают с 2014 года, хотя первые сигналы появились уже в 2008. До того, как россияне аннексировали Крым, администрация Обамы не заявляла о своих опасениях публично. Информация о том, что такие ракеты поступили на вооружение, появилась на рубеже 2016 и 2017 годов. Альянс долго вел консультации и в итоге решил занять жесткую позицию. Ни для кого не секрет, что на появлении заявления о нарушении договора РСМД настаивали США.
Сейчас НАТО призывает Россию прояснить ситуацию, однако, сложно надеяться на то, что Москва откажется от развития этой ракетной системы, значит, странам-членам Альянса придется предпринять ответные шаги, которые позволят полностью или частично нейтрализовать угрозу. Речь идет в первую очередь о трех сферах.
1. Укрепление собственной противовоздушной обороны. Первым ответным шагом стран-членов НАТО может стать повышение потенциала наземных систем ПВО. В течение многих лет этой области уделялось недостаточно внимания. Сейчас ни у США, ни у Германии нет на вооружении противоракетных комплексов малого радиуса действия (они располагают только устанавливаемыми на самоходные установки ПЗРК «Стингер», предназначенными для поражения низколетящих воздушных целей, и разумеется, комплексами «Пэтриот» среднего радиуса действия). В свою очередь, на вооружении стран Восточно-Центральной Европы (Польши, Чехии или Венгрии) помимо комплексов сверхмалого радиуса действия есть только постсоветская техника. Программы по модернизации существуют, но на претворение их в жизнь требуется много времени, кроме того, возникают бюрократические и технические проблемы. Например, первую батарею немецкого комплекса малого радиуса действия нового поколения планируется принять на вооружение только к 2023 году. Констатация того, что Россия нарушает договор о РСМД, должна стать толчком к расширению инициатив союзников в сфере противовоздушной обороны и активизации действий в этом направлении.
2. Развитие наступательных вооружений. Следующим элементом ответа на нарушение договора должно стать наращивание собственного потенциала, позволяющего наносить удары по целям, которые находятся в глубине территории противника. Развитие наступательного потенциала не означает, что НАТО следует разрабатывать и развертывать ракеты наземного базирования с радиусом действия более 500 километров: можно расширить область применения управляемых ракет дальнего радиуса действия класса «воздух-земля» и «море-земля». В дальнейшей перспективе могут быть разработаны новые средства такого типа наземного базирования.
3. Создание объединенной архитектуру управления ПВО и совершенствование средств обнаружения. Третьим, не менее важным элементом ответа на действия России, должно стать расширение возможностей в сфере обнаружения угроз. Необходимо внедрять современные сетецентрические системы управления и средства обнаружения, действующие в воздухе (самолеты, оснащенные комплексом радиообнаружения и наведения, беспилотные аппараты, аэростаты и так далее), радиус действия которых не ограничен радиолокационным горизонтом. Опасность угрожает сейчас не только восточному флангу НАТО, но и всему континенту. Россияне включили в сценарий учений «Запад-2017» отработку ударов крылатыми ракетами, запускаемыми с бомбардировщиков, по целям в Швеции, Финляндии, Польше, а также Голландии и Германии. Перехватить такие ракеты можно только при их своевременном обнаружении.
Пока решительный ответ на нарушение договора о РСМД последовал только со стороны США. Это не вызывает удивления, однако, российские ракеты угрожают в первую очередь Европе. Речь идет не только о 9М729: россияне развивают и другие системы, которые могут представлять опасность для стран НАТО. Это ракеты «Оникс» с адиусом действия 400-500 километров, которые могут поражать не только корабли, но и наземные цели, или гиперзвуковые ракеты «Кинжал», пуск которых осуществляется с истребителей МиГ-31. Дальность поражения «Кинжала», как заявляют россияне, составляет 1500-2000 километров, однако, Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности на них не распространяется (как и на все прочие российские и американские ракеты воздушного базирования). То, что Москва, располагая большим арсеналом разрешенных ракетных систем, нарушает договор, свидетельствует о том, что она намерена развивать наступательные вооружения широкого спектра.
Западные страны по политическим причинам скептически относились к развитию собственных наступательных вооружений. При этом укрепление противовоздушной и противоракетной обороны, а также средств обнаружения и управления — это мероприятия, на которые может потребоваться во много раз больше средств, чем на наступательные системы. Рациональным решением в этом контексте представляется финансирование элементов системы защиты от крылатых ракет из средств НАТО и других подобных источников, в том числе ЕС, тем более что по меньше мере средства обнаружения и управления должны быть совместимыми друг с другом.
Разумеется, напрашивается вопрос, насколько выполнима такая задача не столько с технической, сколько с политической и финансовой точки зрения. С одной стороны, сложно ожидать, что руководство богатых стран Западной Европы сможет быстро принять решение о незамедлительном выделении очередных миллиардов евро на противоракетную оборону, ведь такие инициативы несут в себе большие политические риски. В свою очередь в США, где в принципе существует консенсус относительно того, что систему защиты от крылатых ракет нужно укреплять, Конгресс выступает против программы развития новых средств доставки ядерного оружия, которую предлагает американская администрация.
С другой стороны, спустя четыре года после российской аннексии Крыма, на восточном фланге НАТО появились натовские боевые подразделения, была принята первая за долгие годы стратегия наращивания потенциала. Так произошло благодаря тому, что политики поняли: агрессивные действия России изменили среду безопасности, и это требует ответа. Время покажет, станет ли заявление о том, что Москва нарушает договора о РСМД, переломным. Ясно одно: противоракетная оборона НАТО должна быть усилена.