Из 12 фильмов, отобранных для ретроспективы под названием «Отзвуки и разрывы: кино Сергея Лозницы», два были представлены на последних кинофестивалях в Берлине (фильм «День Победы») и Каннах (фильм «Донбасс»). Бразильским зрителям они будут показаны впервые. Ретроспектива проходит почти одновременно в двух отделениях «Института Морейры Саллеша» (Instituto Moreira Salles) в Сан-Паулу (начиная со вторника 2 октября до 14 октября) и в Рио (с 4 по 14 октября).
Подборка фильмов также включает в себя ранние работы знаменитого украинского кинорежиссера (белорусского происхождения: он родился в Барановичах, Белоруссия), в частности, некоторые из его первых короткометражных фильмов — «Полустанок» (2000) и «Фабрика» (2004), а также среднеметражный фильм «Блокада» (2005) о блокаде Ленинграда во Вторую мировую войну, в котором были использованы материалы Санкт-Петербургского института кинематографии.
«День Победы» является документальным фильмом, в котором запечатлен день празднования годовщины Победы Советского Союза над нацистской Германией в Трептов-парке. «Донбасс», который принес Лознице награду за лучшую режиссерскую работу в конкурсе «Особый взгляд» в Каннах, представляет собой полнометражный художественный фильм, в котором задействовано более ста профессиональных актеров и любителей и изображается жизнь простых людей на оккупированных Россией территориях Восточной Украины.
«Хотя с формальной точки зрения эти фильмы радикально отличаются друг от друга, если вы обратите внимание на их тематику, вы поймете, что оба они поднимают вопросы театрализации публичной (и частной) жизни, ложной идентичности и воспоминаний. Эти картины касаются постсоветского чувства бессильной завистливой злобы и реваншизма, которые проявляются как в „празднованиях" в Трептов-парке, так и в преступной оккупации Донбасса», — рассказал Лозница в беседе с «Глобо» по электронной почте накануне своего отъезда в Бразилию, где режиссер собирается принять участие в показе.
Оба фильма отсылают нас ко Второй мировой войне и влиянию, которое она оказала на людей, населяющих сегодня территории бывшей Российской империи. Режиссер называет эту войну одним из самых мрачных и болезненных событий в советской и постсоветской истории. По мнению Лозницы, советская пропагандистская машина создала далекий от реальности нарратив о героизме и славе. В нем не упоминаются, к примеру, те миллионы солдат, которые в начале войны дезертировали из Красной Армии и присоединились к немцам в надежде помочь им уничтожить сталинский режим. В нем не находится места и для упоминания о тех миллионах погибших от голода в осажденном Ленинграде, несмотря на имевшиеся в городе продуктовые запасы.
«В истории России двадцатого века в том виде, в каком она сегодня преподается в школах, мы находим много „белых пятен". Я считаю своим долгом говорить об этих болезненных проблемах и представлять на суд зрителей другие, которые еще предстоит решить, если страна действительно хочет идти вперед. В противном случае, если мы не усвоим уроков истории, все будет повторяться снова и снова. Это то, что происходит в современной России», — считает украинский режиссер.
В четверг и пятницу Лозница проведет два бесплатных мастер-класса в Сан-Паулу, а девятого октября — один мастер-класс в Рио. В субботу кинорежиссер также примет участие в дискуссии, которая пройдет после показа «Донбасса» в «Институте Морейры Саллеша» в Сан-Паулу.