На встрече в штате Гоа в ходе индийско-российского ежегодного саммита в октябре 2016 года премьер-министр Нарендра Моди во время беседы с российским президентом Владимиром Путиным процитировал русскую пословицу: «Старый друг лучше новых двух». Это было заверение относительно того, что все большее сближение с США не повлияет на индийско-российские отношения. Через два года во время визита г-на Путина Америка вновь бросила свою тень на проходивший в Нью-Дели саммит. На этот раз эта тень была ближе, она была больше и она была более угрожающей.
Утверждение автономности
Вот какой вопрос был доминирующим на этом саммите: будет ли заключена сделка о приобретении Индией российских зенитно-ракетных комплексов С-400? Соединенные Штаты публично предупредили за несколько месяцев о том, что эта покупка может ввести в действие Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA), который позволяет американскому правительству применять санкции в случае «значительных» оборонных транзакций с Россией. Сделка по приобретению новейшей системы С-400 на сумму более 5 миллиардов долларов, естественно, будет квалифицирована как «значительная». Подпавшие под санкции юридические лица лишатся возможности заниматься бизнесом в США и не смогут сотрудничать с американскими компаниями.
Как раз накануне отъезда г-на Моди на неформальную встречу с г-ном Путиным в Сочи в мае нынешнего года один американский чиновник, выступая на посвященной СМИ конференции, предупредил о том, что приобретение комплексов С-400 повлечет за собой применение Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций. Такое же послание было направлено в адрес Дели делегацией Конгресса, посетившей Индию в конце мая. Индийско-американская встреча по формуле 2+2 (с участием министров иностранных дел и министров обороны) в сентябре не способствовала разрешению этого вопроса. Вскоре после этого, за две недели до прибытия г-на Путина в Индию, госдепартамент объявил о введении санкций против одной китайской компании, которая импортировала комплексы С-400 за восемь месяцев до сделанного заявления. Это было сигналом для всех тех, кто имеет дело с российским оборонным сектором.
Контракт на закупку комплексов С-400 был подписан на саммите в Дели без лишнего шума. Никто из лидеров не упомянул о нем в своих заявлениях для прессы, и он не был подписан в их присутствии. Упоминание о нем содержалось лишь в параграфе 45 пространного и не отличавшегося особой конкретностью Совместного заявления, состоявшего из 68 параграфов. Г-н Моди не упомянул вопрос о сотрудничестве в области обороны в своем заявлении для прессы, хотя это направление уже в течение десятков лет является центральным в индийско-российских отношениях. В нем не было упоминания и о других находящихся в стадии обсуждения проектах; возможно, их обсуждение было перенесено на декабрь, когда будет проходить заседание Индийско-российской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству.
Хотя это и не подчеркивалось, но принятые решения свидетельствовали об автономности Индии в том, что касается отношений с Россией. Другие сигналы содержали такое же послание. Г-н Моди пригласил своего гостя на встречу с глазу на глаз во время обеда, который продолжался три часа. Ее участники продемонстрировали теплую атмосферу в отношениях, которая была заметна и во время их встречи в Сочи. В заявлении г-на Моди для прессы в полной мере содержалось позитивная оценка личного вклада г-на Путина в создание «уникальных» индийско-российских отношений. В нем также было подчеркнуто, что Индия считает эти отношения «главным приоритетом», и, по словам г-на Моди, им предстоит еще достичь новых высот. Подобные выражения, как правило, воспринимаются как обычные для саммитов гиперболы, однако они имеют особое значение в контексте повышенного внешнего внимания.
Взгляд на соседей
Существует общее мнение о том, что индийские и российские перспективы сегодня расходятся по ключевым вопросам в отношении соседей Индии — Пакистана, Афганистана и Китая, — а также по поводу стратегических связей с Соединенными Штатами, в том числе по вопросу Индо-Тихоокеанского региона. Эти вопросы, разумеется, обсуждаются на различных встречах. Что касается публичных высказываний, то мы имеем лишь мягкое заявление г-на Моди о состоявшихся детальных обсуждениях «всех международных вопросов, представляющих взаимный интерес». В частности, этот «общий интерес» упоминался в связи с такими вопросами как терроризм, Афганистан и Индо-Тихоокеанский регион. В отношении Пакистана можно отметить такой нюанс: в Совместном заявлении упоминается трансграничный терроризм, чего не было в предыдущих Совместных заявлениях. Что касается Афганистана, то Индия выразила поддержку «Московскому формату», в рамках которого Россия привлекает региональные государства и ведущие державы для того, чтобы посадить Талибан (запрещена в РФ — прим. ред.) за стол переговоров с афганским руководством. Соединенные Штаты бойкотируют эту инициативу, однако они инициировали свой собственный диалог с Талибаном. Специальный представитель США по Афганистану в настоящее время совершает поездку по Афганистану, Пакистану, Объединенным Арабским Эмиратам, Катару и Саудовской Аравии. Он пытается добиться помощи этих стран для того, чтобы посадить Талибан за стол переговоров. Индия не значится в его маршруте.
Бизнес, несмотря на санкции
Существуют очевидные возможности для сотрудничества России с ее богатыми природными ресурсами и Индией, испытывающей потребность в них. Будут ли они использованы? Это будет зависеть от того, насколько хорошо индийские министерства, банки и деловое сообщество понимают особенности ведения бизнеса с Россией.
Даже до введения Закона CAATSA в Индии наблюдалось замешательство по поводу направленных против России санкций. Американские и европейские санкции, введенные в период с 2014 года по 2016 год, затрагивают определенные сектора и валюты. Они касаются юридических лиц, действующих в Европе и в США, а также транзакции в евро и в долларах. Такое же положение сохраняется и после принятия CAATSA для всех секторов, кроме оборонного и энергетического.
Поэтому при правильном структурировании деловых сделок возможны обмены товарами и инвестициями с Россией и при этом без потери деловых отношений с Европой и Америкой. Это дает ответ вопрос о том, почему экономические отношения основных европейских стран с Россией, на самом деле, увеличились в объеме в период с 2017 года по 2018 год, несмотря на наличие санкций. Европейские и американские корпоративные юристы с опытом работы с санкциями позволили это сделать. Индийскому бизнесу следует воспользоваться этим опытом.
Угроза индийско-российскому сотрудничеству в военной области выходит далеко за пределы сделки по поводу приобретения комплексов С-400. Любая индийско-российская сделка в оборонной области может быть подвергнута изучению с точки зрения возможности применения санкций. На самом деле, введение санкций повредит продаже американских вооружений Индии, а результат будет противоречить одной из главных целей его принятия. Будут предприниматься усилия для того, чтобы добиться желаемых результатов с помощью угрозы применения санкций.
С учетом нынешней политической динамики в США, систематическое решение этой проблемы не просматривается. Однако оно должно быть включено в повестку дня индийско-американского диалога. Индийско-американское партнерство основано на строгом учете взаимных интересов, однако оно не предусматривает эксклюзивности, характерной для альянса. Индия не должна выбирать между одним и другим стратегическим партнерством. Диалог между Индией и Россией не должен сильно переплетаться с индийско-американским диалогом.