Ситуация в Черном море после оккупации и незаконной аннексии Крыма кардинально изменилась. За последний год Россия продолжает оккупацию, а с момента строительства Керченского моста через пролив осуществляет провокации теперь и в Азовском море, и Керченском проливе. Поэтому именно с этой точки зрения можно оценивать намерения России установить зоны исключительного контроля. Однако на данный момент я считаю, что Украина наконец начала действия, которые демонстрируют, что она имеет такое же право пользоваться Керченским проливом и Азовским морем, как и Россия.
НАТО имеет ограниченные возможности в этой сфере, поскольку есть Конвенция Монтре, которая запрещает постоянное присутствие военно-морских сил нечерноморских стран в Черном море — ограничивает и по срокам, и по водоизмещениям. Это означает, что постоянно находиться в Черном море не могут ни американские, ни британские, ни французские корабли. Сейчас НАТО пытается создать систему управления — то есть командование НАТО в Румынии, которое могло бы координировать действия военно-морских сил НАТО. На ротационной основе корабли нечерноморских стран НАТО могли бы заходить и осуществлять дежурства. Координацию этих сил могло бы осуществлять командование, которое может находиться в Констанце.
Однако и здесь все не очень позитивно для НАТО, поскольку Болгария отказывается поддерживать создание таких органов управления, потому что считает, что это может привести к большей конфликтности с точки зрения реагирования России. Румыния является, я бы сказал, самым активным членом НАТО, который пытается противодействовать России, и фактически ближайшим союзником Украины в Черном море. Украина и Румыния могут вместе, при поддержке тех же США, как раз создать ту группу стран, которая будет противодействовать России в Черном море. Думаю, что Украине нужно углублять отношения с Румынией, в том числе в военно-морской сфере.
Россия ставит целью превратить Черное и Азовское моря в российское море, оттуда вытолкать страны НАТО и создать так называемые зоны отчуждения, чтобы контролировать Черное море и прилегающие территории и корабельными средствами, и средствами огневого поражения. Благодаря размещению в Черноморском флоте подводных и надводных кораблей, вооруженных крылатыми ракетами «Калибр» они контролируют радиус до 1,5 тысяч километров. Из-за существования договора между Украиной и Россией корабли третьих стран вообще не могут зайти в Азовское море без разрешения России… Поэтому сейчас, по моему мнению, этот договор вреден для Украины как раз из-за ограничения возможностей получить помощь от НАТО.
Шансы России достичь этой цели — то есть установление полного контроля над Черным и Азовским морями — я считаю ограниченными, поскольку любые действия будут восприниматься международным сообществом как вызов и угроза, а это приведет к новым санкциям против России. Если бы Россия попыталась остановить украинские корабли при прохождении через Керченский пролив, осуществить обстрел или другое физическое воздействие, такие действия согласно международному морскому праву классифицировали бы как акт агрессии с соответствующей реакцией международного сообщества и введением новых санкций против России. Я не думаю, что это сейчас отвечает интересам РФ.