Чуть более года тому назад движение #metoo (#ятоже) захлестнуло немалую часть мира, но в России оно прошло практически незамеченным.
Однако сегодня запущены несколько инициатив, поднимающих вопрос равноправия и положения женщины в российском обществе.
Во Владивостоке на юго-востоке России, например, открылся клуб только для женщин.
«Здесь женщины могут говорить о том, что их действительно волнует, что бы об этом ни думали общество, их семьи или партнеры», — объясняет Катя Федорова.
Она стала инициатором проекта под названием Феминологи. Этот проект стал для женщин возможностью встретиться в непринужденной обстановке и высказаться о том, что, по их мнению, часто игнорируется в российском обществе. Например, домашнее насилие, разные формы дискриминации, взгляды на материнство, психические проблемы или секс.
Около сотни женщин разных возрастов собрались в небольшом подвальном баре во Владивостоке на юго-востоке России. Многие хорошо одеты и заказали себе напитки. У сцены становится тесно, женщины расселись на подушках вдоль стены или просто на полу.
По словам Кати Федоровой, важно создать пространство, где женщины могут высказываться свободно, без анализа или оценки со стороны мужчин.
«На женщинах лежит больше ответственности за дом, воспитание детей и объединение семьи, и это влияет на их карьерные возможности, их свободное время и жизнь вне дома».
«Это всего лишь пример обыденной проблемы, а не повод идти на баррикады и митинговать», — продолжает она.
Настало время первого «феминолога» — женского монолога — этого вечера. На сцену поднимается женщина в пестром платье, ее щеки слегка порозовели.
Она рассказывает, что после ряда отношений она в возрасте около 40 лет наконец осознала, что ей нравится быть одной. И окружающие сразу обеспокоились, пытались ее утешить, в чем она не нуждалась, говорили, что она скоро кого-нибудь найдет. Но я не хочу — жить одной, не впадать в зависимость от другого человека тоже должно считаться нормальным, заявляет она.
Рассказывая, женщина на сцене что-то ищет в своих записях. Говорит, что долго взвешивала плюсы и минусы серьезных отношений. Плюс: всегда рядом есть человек, способный повесить полку. Но дело в том, что в моей жизни и в моем доме так мало меняется, что мне крайне редко бывает нужна такого рода помощь. Зато еда должна быть на столе ежедневно, говорит она с усмешкой.
Публика смеется и аплодирует рассказу женщины.
Инициатор проекта Катя Федорова считает, что именно так в России и должна начинаться борьба за права женщин. По ее словам, сегодня российское женское движение расколото. Защитников прав женщин или тех, кто указывает на несправедливости в обществе, зачастую называют радикалами или противниками мужчин.
«Вот почему важны такие инициативы: здесь женщины могут обмениваться опытом, и это их объединяет. Только когда женщины начнут понимать и поддерживать друг друга, мы сможем вести настоящую борьбу», — говорит она.
Мария Попова слушает монологи. Она согласна, что подобные инициативы могут объединять, однако ей кажется, что это непростой путь, ведь в политике права женщин часто не принимаются во внимание.
В качестве примера она приводит домашнее насилие. Вот уже почти два года назад в России по сути разрешили бить жен, во всяком случае до тех пор, пока женщине не потребуется медицинская помощь. Несколько российских политиков и законодателей объявили, что это личное семейное дело.
«Многие женщины винят себя, считают, что заслужили побои. Некоторым даже кажется, что побои — это проявление любви», — говорит Мария Попова.
При этом власть проявляет двойственность в вопросе равноправия. Несколько недель назад президент Владимир Путин выступил на ежегодном Евроазиатском женском форуме. Он подчеркнул, что надо бороться с неравноправием и гендерными стереотипами, женщинам должно быть проще сделать карьеру. Но также он сказал, что важно защищать традиционные ценности, что касается семьи и материнства.
Молодежь тоже нередко разделяет традиционные взгляд на место женщины в обществе. В одном владивостокском кафе я встретилась с профессором социологии Галиной Ковтун, которая как раз изучает восприятие гендерных ролей среди молодых людей.
Как показало ее последнее исследование, основанное на опросе 200 студентов во Владивостоке, молодые люди одновременно верят в равноправие и хотят сохранить традиции.
Она приводит пример из своей работы. Многие мужчины положительно относятся к желанию женщины работать вне дома, но при этом не хотят делить с ней домашние обязанности. Так же отвечали и женщины: они хотят работать, но не готовы передавать или разделять ответственность за домашние дела.
Другая область, в которой влияние традиционного взгляда на гендерные роли ощущается еще сильнее, — это политика. Ни один из опрошенных мужчин не может себе представить, что проголосовал бы за женщину — кандидата в президенты. Среди женщин это сделали бы крайне немногие из участниц исследования.
«Многие считают, что женщинам надо держаться подальше от политики, что их место дома, именно так они и написали в своих ответах», — рассказывает Галина Ковтун.
Вернемся в маленький подвальный бар, где только что был произнесен последний монолог. На улице уже выстроилась очередь, люди ждут, когда бар снова станет обычным местом, куда пускают и женщин, и мужчин.
В помещении появляется зазевавшийся мужчина. Хозяйка немедленно объясняет ему, что здесь проходит закрытое мероприятие. Мужчина понимающе кивает и выходит.
«Мужчины то и дело пытаются зайти, им ведь интересно, что здесь происходит, о чем мы говорим», — объясняет она.
Катя Федорова довольна тем, как прошел вечер. Заметно, как в последние годы изменилась атмосфера, говорит она. О положении женщин заговорили более открыто. Но делать чересчур позитивные прогнозы на будущее она не осмеливается.
«Трудно изменить позицию людей, когда власть постоянно действует вопреки правам женщин».