Четыре восточноевропейские страны, ранее входившие в состав бывшего СССР и пока не принадлежащие ни к одному оборонительному союзу, слишком слабы, чтобы в одиночку противостоять неоимперским притязаниям России. Многосторонняя оборонительная структура могла бы временно помочь им.
Удивительно, насколько точно зоны влияния международных организаций в восточноевропейском и южно-кавказском постсоветском пространстве соотносятся с территориальной целостностью государств этого региона. В настоящее время в Восточной Европе противостоят друг другу два больших блока: НАТО и ЕС с одной стороны и Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийский экономический союз (ЕАЭС) с другой. Четыре страны, не входящие ни в один из этих союзов, а именно Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия (сокращенно ГУАМ), не контролируют полностью свои территории.
Туманные перспективы
В отличие от них страны-члены НАТО и ЕС с большими русскими меньшинствами и с ограничительными законами в сфере гражданства, такие как Эстония и Латвия, с одной стороны и некоторые, экономически слабые государства-члены ОДКБ и ЕАЭС, например, Белоруссия и Армения, с другой стороны смогли сохранить свои международно признанные границы. А вот в Нагорном Карабахе в Азербайджане, Приднестровье в Молдавии, Южной Осетии и Абхазии в Грузии, в также в Донецком бассейне (Донбассе) на Украине при прямой или — как в Карабахе — косвенной поддержке Кремля было создано шесть непризнанных международным сообществом квази-государств. Крым, принадлежавший Украине, был просто аннексирован.
Перспективы скорого расширения ЕС и НАТО на восток туманны. ООН, ОБСЕ и Совет Европы, несмотря на четкие заявления в поддержку Украины и Грузии, сделанные в последние годы, продемонстрировали свою неспособность решить фундаментальную проблему безопасности, определяющую обстановку в серой зоне восточной Европы. Различные безрезультатные попытки по созданию общих восточноевропейских структур безопасности, предпринятые в последние двадцать пять лет, показали, что в конечном итоге только вовлечение в процесс США может сдвинуть дело с мертвой точки. Для политической стабильности не только Западной, но и Восточной Европы активное участие Вашингтона имеет решающее значение.
Это демонстрируют, например, Балтийская и Адриатическая хартии, подписанные США и различными посткоммунистическими странами в 1998 и соответственно в 2003 году. Благодаря этому временному союзу с США в рамках Балтийской хартии Латвия, Литва и Эстония вступили в 2004 году в НАТО. На западе Балканского полуострова инициированная США Адриатическая хартия самым положительным образом сказалась на ситуации, сложившейся там двадцать лет назад. В 2009 году Хорватия, государство, еще не существовавшее два десятилетия назад, а также Албания, одна из самых жестоких диктатур Европы, стали членами НАТО. В 2017 году Черногория, которую двадцать лет назад как часть Сербии бомбардировали натовские самолеты, стала 29-м членом НАТО. В настоящее время подготавливается вступление в НАТО Македонии, а также Боснии и Герцеговины.
Временная коалиция на переходный период
Из этих или похожих успехов, а также из катастрофы российско-грузинской войны 2008 года США извлекли уроки. Они подписали двусторонние хартии о стратегическом партнерстве — в декабре 2008 года с Украиной и в январе 2009 года с Грузией. Данные соглашения поддерживают Киев и Тбилиси при интеграции в евроатлантические структуры, сотрудничестве в области безопасности, а также при подготовке этих стран к кандидатству в НАТО. Эти пока двусторонние хартии могли бы по аналогии с Балтийской и Адриатической хартиями быть расширены в многосторонний квази-альянс всех неаффилированных восточноевропейских государств и США. Хартия США-ГУАМ могла бы в переходный период на пути к дальнейшему расширению ЕС и НАТО на восток придать серой зоне Восточной Европы элементарную организационную структуру.
Подобная ориентирующаяся на Балтийскую и Адриатическую хартии временная коалиция государств ГУАМ и Вашингтона могла бы помочь пережить период, пока государства серой зоны не станут полноценными членами ведущих международных организаций и таким образом не вольются в международную систему. Даже осторожно сформулированная американская хартия со странами ГУАМ имела бы большое символическое значение. Она бы укрепила архитектуру восточноевропейской безопасности, а также повысила бы для Москвы риск натолкнуться на сопротивление, если она задумает способствовать росту напряженности в постсоветской серой зоне.