Начиная с 2015 года я неоднократно писал о том, что военно-политическая картина, анализ целей и угроз в регионе создают необходимость уделить приоритетное внимание востоку от Евфрата. Потому что именно восток от Евфрата — это центр тяжести террористического коридора на севере Сирии.
Но по разным причинам руководство Турции приняло другое решение. Даже когда проводились операции «Щит Евфрата» и «Оливковая ветвь», восток от Евфрата наряду с такими целями, как Кандиль, Синджар, Идлиб, тоже был обозначен в качестве будущей цели.
Лживая весна в Идлибе
Тем временем в рамках соглашения о зонах деэскалации началась операция в Идлибе. Операция на востоке от Евфрата была отложена. Хотя в данный момент бои в Идлибе приостановились, неизвестно, как дальше будет развиваться эта операция и когда она завершится.
Крайней датой создания буферной зоны, определенной в рамках соглашения по Идлибу, было установлено 15 октября. Но в силу того, что эти условия выполняются в большей степени так называемой умеренной вооруженной оппозицией и крайне мало террористическими группами, этот срок в надежде на то, что формирование буферной зоны завершится, видимо, неофициально был продлен на неопределенное время в том числе с одобрения России.
Однако, судя по сообщениям, поступающим из региона, значительная часть сил «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) — «ан-Нусра» (запрещена в РФ — прим. ред.) не покидают предполагаемую буферную зону, совершают атаки на позиции сирийской армии, укрепляют линию фронта. Сирийская армия тоже укрепляет позиции в окрестностях Идлиба и время от времени атакует вооруженные группы.
Еще некоторые местные источники утверждают, что США перемещают в Идлиб террористов ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.) и готовятся создать хаос в этом регионе.
От России стали поступать предупреждения о том, что боевики ХТШ — «ан-Нусры» вместе с «Белыми касками» снова активизировали подготовку химической атаки в Идлибе.
Все это выводит на передний план беспокойство о том, что ситуация, которая в данный момент складывается в Идлибе, может стать лживой весной. Эти события указывают на то, что в Идлибе в любой момент могут начаться горячие столкновения. Кто же спустит курок и превратит весну в зиму!
Восток от Евфрата откладывается до другой весны
Накануне президент Турции сказал по поводу востока от Евфрата: «Мы начали операции. В ближайшее время мы проведем более масштабные операции по нейтрализации террористической организации». Но, судя по информации ВС Турции, был просто дан стандартный ответ на огонь на изнурение в рамках правил применения вооруженной силы.
Еще десять дней назад президент заявил, что на востоке от Евфрата нет серьезных причин для беспокойства, и там пустырь. Налицо отсутствие четкой позиции.
Проведя операции «Щит Евфрата» и «Оливковая ветвь», Турция на сегодняшний день не допустила продолжение террористического коридора, но не препятствовала усилению востока от Евфрата — основного центра этого коридора.
Потому что за прошедшие три года на востоке от Евфрата Рабочая партия Курдистана (РПК) / Партия «Демократический союз» (PYD) при поддержке США обучалась, снабжалась оружием, росла в количественном отношении, и террористическая структура превратилась в регулярную армию. Число военных США и даже Франции, размещенных в регионе, увеличилось и стало защитным щитом для региона. Некоторые страны Персидского залива, включая саудитов, и некоторые европейские страны, включая Германию, оказывают экономическую поддержку для восстановления региона PYD. В политическим смысле в регионе создается государственная структура «РПКистан». США удвоили число своих дипломатов в Сирии, дают жесткий военный ответ на российские / сирийские ходы в отношении региона к востоку от Евфрата.
Иными словами, операция в отношении востока от Евфрата будет не столько антитеррористической операцией против РПК, сколько операцией наперекор США. В 2015 или 2016 году такой ситуации не было бы. И после всех прошедших дней промедления турецкая военная операция на востоке от Евфрата по сути будет войной с США.
В итоге становится понятно, что Турция собирается вести с США скорее вынужденное сотрудничество, чем войну. В то время как слова Эрдогана создают представление, будто Турция в скором времени проведет операцию, заявления министра национальной обороны Турции Хулуси Акара (Hulusi Akar) указывают на обратную ситуацию.
Выступив позже Эрдогана, Акар сказал, что в ближайшие дни США и Турция приступят к совместному патрулированию в Манбидже, а по поводу операции в отношении востока от Евфрата отметил: «Это будет нашим следующим этапом и зоной работы после Манбиджа». Эти заявления очень напоминают риторику относительно операции в Кандиле перед выборами 24 июня!
В отношениях Турции с США существует множество кризисов в военной, экономической, торговой, политической, дипломатической сферах, отношения, созданные с Россией на почве Идлиба, висят на волоске, в Идлибе высока вероятность того, что лживая весна перейдет в зиму, США считают восток от Евфрата своей территорией, Турция заключила с США соглашение «сначала уладим вопрос с Манбиджем, а затем обратим внимание на восток от Евфрата» и взяла на себя обязательства там. Учитывая все это, в скором времени операция в отношении востока от Евфрата не представляется возможной.
Но вместо того, чтобы ждать масштабную операцию, Турции необходимо незамедлительно начать точечные операции по объектам РПК / Отряды народной самообороны (YPG) на востоке от Евфрата и непрерывно продолжать их. И не в рамках правил применения вооруженных сил и прочего. К террористической организации вообще применимы эти правила? Установив время и место, ты наносишь удар.